Posted 11 апреля 2023, 13:50
Published 11 апреля 2023, 13:50
Modified 11 апреля 2023, 13:53
Updated 11 апреля 2023, 13:53
Екатерина Максимова
Сегодня по запросу «услуги байера» только на «Авито» можно найти не менее 12-15 тысяч объявлений. Еще несколько месяцев назад посредников, закупающих за рубежом товар по индивидуальным заказам, было порядка двух-трех сотен.
Здравствуйте, вы байер?
«Кто такой байер? Обычно так называют посредников, которые отбирают товары в модной индустрии. По факту, лично я просто покупаю в Европе одежду брендов, ушедших из страны. У меня двойное гражданство. Я часто летаю. В советские годы нас бы назвали челночниками, спекулянтами. Сейчас опять такое время, когда возник дефицит. Заказов хватает, грех жаловаться. Есть уже постоянные клиенты», - рассказал «Новым Известиям» один из байеров по имени Алексей.
Глава Союза русских байеров Елена Бугранова напомнила, что традиционно байеры-юридические лица работают с официальными магазинами и платят налоги.
«Именно такие работают в нашем союзе. А те, кто занимается частной деятельностью - просто перекупщики, спекулянты. Если мы говорим о таких байерах, то действительно, их количество сейчас очень резко увеличилось. Это понятно: когда есть дефицит товара и есть потребность рынка, всегда появляются те, кто хочет на этом заработать», - говорит Бугранова.
Хоть в Милан - на распродажу
Больше всего байеров в Москве и Санкт-Петербурге, но fashion-посредников сейчас можно найти практически в каждом регионе РФ.
По запросу «услуги байера» «вываливаются» объявления с предложением закупок товаров по всему миру: в Европе, США, в Китае и даже в соседних республиках.
Вот, к примеру, как описал свои услуги байер, специализирующийся на Китае: «Оказываем полный цикл услуг: поиск необходимого вам товара в Китае, закупка, оплата, проверка на целостность, качество, упаковка, доставка. Расценки доставки из Китая - авиа 10-15 дней (5-12,5 долларов за кг), авто 15-20 дней (2-6 долларов за кг), жд 35-50 дней (2-5 долларов за кг)». Наценка в процентах за сам товар зависит от веса посылки.
А вот объявление от байера, наладившего мини-поставки в Россию из Германии. «Помогу с оформлением и отправкой товара в Россию; выкуплю для вас оригинальную брендовую одежду, технику, аксессуары, обувь, запчасти; могу помочь оплатить услуги», - пишет байер Денис.
Средняя стоимость услуг байера составляет 10% от суммы заказа (но есть и такие, кто предлагает фиксированный «тариф»). Плюс стоимость доставки.
Например, доставка из Европы в Россию полного чемодана брендированной одежды составит примерно 300-350 евро. Минимальные объемы (пакет с вещами до 2 килограмм) привезут за 200-250 евро. За такие деньги придется еще и подождать: в среднем срок доставки варьируется от 2-3 недель и более.
Без гарантий
«Предоплата 100%, включая затраты на перевозку. Товар возврату не подлежит. Если не подошел, вернуть вы его не можете. Задача клиента - при оформлении заказа не ошибиться с размером и прочими параметры. Мое дело только выкупить именно те позиции, ссылки на которые мне прислали. И доставить в Россию. Все остальное - исключительно риски заказчика», - объяснила «Новым Известиям» принцип работы байер Мила из Москвы.
Лично у нее, добавила Мила, самый крупный заказ состоял из 17 позиций. «Молодая семейная пара обновила гардероб брендовой одежды: несколько пар обуви, джинсы Levis, два пуховика, платья, кофты, футболки различных брендов. А еще они очень соскучились по косметике LUSH и заказали кучу баночек с кремами. В общей сложности удорожание - доставка и мой процент - обошлось ребятам примерно 30 тысяч рублей», - поделилась Мила.
Еще один «челночник-байер» рассказал, что чаще всего байеры не выезжают сами за рубеж, а просто берут на себя все хлопоты по закупке товаров на всемирно известных площадках. Самые популярные маркетплейсы - EBay, STockX, Farfetch, Yoox, Mytheresa и др.
Елена Бугранова отмечает, что подобные услуги оказываются исключительно на доверии. «Частники, предлагающие свои услуги на различных площадках, отвечают сами за себя. Бывали случаи, когда люди, может, и не хотели специально обманывать, но обстоятельства так складывались (нелегальные поставки, сложности с переводом средств), что и деньги, и товар терялись», - отметила глава Союза русских байеров.
Что касается деятельности профессионального сообщества, то, по оценке Буграновой, предпочтения клиентов изменились. «С одной стороны, заказов много, но наблюдается более четкая сегментация. Кто предпочитал люкс и премиум, они и продолжают покупать. А те, кто покупал средний сегмент - перешли в масс-маркет», - оценила Елена Бугранова.
Частная лавочка от байеров, конечно, не сопоставима с оборотами параллельного импорта. С мая 2022 года в Россию в рамках механизма параллельного импорта было завезено товаров на сумму более 20 млрд долларов. Такие данные в конце минувшего года привел руководитель Федеральной таможенной службы РФ Владимир Булавин. Больше всего было ввезено автомобилей, станков, оборудования. Но есть в списке и товары легкой промышленности.