Иван Петровский
В эти дни очень многие болельщики России следят за полуфиналами Кубка Гагарина. На Западе второй год подряд выясняют отношения СКА и ЦСКА – две команды, возглавляемые молодыми тренерами, только начинающими свой путь в самой тяжелой, ответственной, нервной, а потому зачастую неблагодарной профессии в спорте. Отсутствие богатого тренерского опыта роднит Сергея Федорова и Романа Ротенберга – оба приступили к работе сразу в суперклубах, не имея за плечами школы низших лиг или скромных команд.
Есть, конечно, между ними и существенное отличие: у Федорова позади выдающаяся карьера профессионального хоккеиста, заслуженно стяжавшего славу по обе стороны Атлантики. Ротенберг не может похвастаться ничем подобным, но жизнь уже не раз доказывала, что для достижения успехов в тренерском деле понятие «необходимые и достаточные условия» весьма размыто. Вернее, есть одно абсолютно необходимое условие – любовь к этому самому делу. И если она искренняя и всепоглощающая, ее может оказаться достаточно.
В том, что Роман Ротенберг безумно любит хоккей, никаких сомнений быть не может. Он готов браться за любую работу и задолго до начала тренерской карьеры зарекомендовал себя как талантливый управленец. Ему еще не было и 30, когда он пришел в КХЛ-Маркетинг, чтобы развивать новую, только образовавшуюся лигу. И в то же время оказался в СКА, который в ту пору отнюдь не был такой грозной силой, как сейчас. Точнее, отличный состав и бюджет были, но не было чемпионского результата. Засучив рукава, молодой менеджер взялся за развитие маркетинговой составляющей как в клубе, так и в КХЛ в целом, благо хорошее образование, полученное в России, Финляндии и Великобритании, позволяло применить знания в различных направлениях.
Хватало у него энергии и на работу в ФХР, куда Ротенберг пришел в 2015 году. После неудачи национальной сборной на домашней Олимпиаде в Сочи требовались новые идеи и решения, и уже достаточный к тому времени опыт Романа нашел себе новое поле для применения. Главным направлением его деятельности в ФХР стала реорганизация системы управления сборными, создание единого штаба, объединившего под общим началом команды всех возрастов, что позволило отладить идеальный механизм подготовки игроков для главной сборной страны.
Есть и еще одно направление, рассчитанное на более отдаленную перспективу – внедрение Национальной программы подготовки хоккеистов (НППХ) «Красная машина». По мысли Ротенберга, объединение лучших методик, как проверенных временем, так и наиболее передовых, и создание на их основе единого стандарта подготовки игроков с юных лет должно вывести процесс воспитания смены на новый качественный уровень. Едва ли кому-то придет в голову спорить с этим утверждением.
О результатах внедрения НППХ мы сможем судить лишь через несколько лет. А вот победа на Олимпиаде-2018 – первой после прихода Романа Ротенберга в ФХР – факт, уже давно свершившийся и никаким сомнениям не подвергающийся. Была, как известно, наша команда близка и к повторению успеха в Пекине год назад. Хотя после всех тех загадочных и хаотичных процессов, за развитием которых наблюдали любители хоккея в преддверии Олимпиады-2022, и серебро должно считаться подарком судьбы. Нужно было находиться очень глубоко внутри сборной, чтобы понимать суть всех тех процессов, но и со стороны было понятно, что идет яростная борьба неких кланов – не вполне ясно, за что конкретно боролись (власть, деньги, авторитет), но уж явно не за победу на Олимпиаде. Победы и не случилось – возможно, потому что в штабе сборной уже не было Ротенберга, павшего жертвой этой борьбы? Не исключено, что прямой связи в этом и нет, но кто возьмется оспорить обратное? То, что после всех этих подковерных игр сборная показала на пекинском льду самую невнятную и неубедительную игру за долгие годы – не более, чем совпадение? Каждый вправе считать, как ему нравится.
Но нет худа без добра. Освободившийся, пусть и не по своей воле, от сборной Роман Ротенберг обратил свою энергию на клуб и решился начать новый этап в жизни. В январе 2022 года он стал главным тренером СКА. Первый блин для нового главного тренера СКА явно не вышел комом – эпическая битва с ЦСКА в западном финале, продлившаяся до седьмого матча, тому подтверждение. Год спустя питерцы снова в финале конференции, а в их трофейном кабинете есть пополнение в виде Кубка Континента, завоеванного по итогам регулярного чемпионата КХЛ, что называется, за явным преимуществом.
Что будет дальше – посмотрим. Путь Ротенберга-менеджера ознаменован успехами – посмотрите, каким стал маркетинг СКА за последние годы. Но сам спорт – это несколько другое, поражения являются такой же неотъемлемой его частью, как и победы. Наверняка, он это понимал, берясь за гуж. Но мы ведь начали разговор не о победах и поражениях, а о любви. А любовь, как мы знаем с детства по классическому фильму, позволяет творить настоящие чудеса.