Posted 7 апреля 2023, 10:12
Published 7 апреля 2023, 10:12
Modified 7 апреля 2023, 10:17
Updated 7 апреля 2023, 10:17
Юрий Воронин, доктор экономических наук
Нынешнее десятилетие для Россия является весьма ответственным и даже судьбоносным. Сегодня в этих сложнейших политико-экономических условиях перед страной стоит важнейшая задача - выработка стратегии национального развития, формирование сильной, динамично развивающейся экономики, что невозможно без перехода на новую экономическую модель с ориентацией на новую индустриализацию, технологический суверенитет. «Абсолютно ключевой вопрос – это то, что нам нужно сделать в самое ближайшее время – добиться технологического суверенитета России», - заявил президент РФ В.Путин в ходе общения 4 апреля с рабочими «Тулажелдормаш».
Первичным в этом сложном, взаимосвязанном процессе является новая экономическая модель. Вполне правомерно, что Московский экономический форум (апрель, 2023г.) выдвинул вопрос развития экономики в современных условиях и формирования новой индустриализации в число важнейших, рассмотрев его на первом же пленарном заседании.
Выступавшие экономисты, специалисты-практики вполне справедливо отмечали, что формирование новой индустриализации предполагает рост инвестиций, их аккумулирование и последующие вложения в производственные мощности и ускорение научно-технического прогресса, снижение налоговой базы, изменение структуры занятости и потребления, повышение требований к уровню человеческого капитала, который формирует образование, здравоохранение, обучаемость и творческий подход работников.
К сожалению, форум не ответил на главный вопрос: почему предложения, которые могут обеспечить качественный экономический рост и технологический суверенитет, так и останутся на бумаге, как это было с предыдущими заявлениями форумов? Что нужно сделать, чтобы реально сформировать новую индустриализацию?
Прежде всего определимся о политико-экономической сущности категории индустриализации, особенно в нынешних специфичных российских условиях? Индустриализация - это не просто сложный процесс, связанный с увеличением производительных сил общества, ускорением научно-технического прогресса, инновационными процессами как основы повышения производительности труда, темпов роста производства во всех отраслях хозяйства, Именно под этим углом и рассматривают проблему большинство экономистов и специалистов-практиков на МЭФе.
Индустриализация, как политико-экономическая категория, её характер, темпы, источники финансирования, а также цели и социальные последствия, определяются и формируются совокупностью производственных отношений. В нынешних российских условиях эта совокупность, к сожалению, исковеркована господствующими принципами либерально-рыночными отношениями, заведшими экономику страны за тридцатилетний период «реформирования» в стагнационный тупик.
Новая индустриализация – это этап реализации в рамках экономического базиса. Если Россия не перейдет на новую экономическую модель, охватывающую весь народно хозяйственный комплекс, то в рамках старой российской ущербной модели либерально-рыночного фундаментализма о новой индустриализации можно лишь мечтать, ее просто не будет.
Поэтому не только нельзя, а теоретически не верно и даже крайне опасно рассматривать формирование новой индустриализации в отрыве от совокупности российских базовых экономических отношений и той ущербной либерально-экономической модели, зацикленной на получение сверх прибыли любой ценой, с точки зрения эффективности просто провалилась, привела к тотальной импортозависимости.
Необходимость формирования новой экономической модели и новой индустриализации в России объективно выдвигает требование прекратить играть на экономическом поле олигархического капитализма, играть по его правилам, быть зависимыми от их валюты - долларов и евро, хранить деньги там, брать кредиты там, рассчитывать исключительно на западные технологии. Россия имеет огромные ресурсы, которые необходимо мобилизовать и эффективно использовать.
Однако сегодня российская промышленность, энергетика, в том числе структурообразующие кампании, фирмы и ОПК, находится в частных руках. Все они имеют свои планы чисто корпоративного формата, а, следовательно, слабо нацелены на общую индустриализацию в масштабах страны в целом. Поэтому частный капитал, особенно в коррумпированной либерально-экономической России, да еще изуродованный ущербной моделью рыночного фундаментализма, не готов вкладывать свои деньги в долгосрочный проект, считая для себя более выгодным вывозить капитал в офшоры или даже финансировать экономику противников, вкладывая капитал в их ценные бумаги. Спецоперация в Украине еще более наглядно вскрыла этот порок либерально-рыночного функционирования экономики консервативного капитализма.
Отсюда вытекает необходимость национализации ключевых предприятий оборонной промышленности и системообразующих предприятий. СВО наглядно вскрыла узкие места отечественной экономики ее зависимость от критически важного импорта. Все это прекрасно понимает и отслеживает наш противник. Поэтому главный удар наносится и будет наносится именно в этой сфере.
Без национализации никакая новая индустриализации, формирование технологического суверенитета просто невозможны, поскольку только государство может концентрировать необходимые ресурсы для решения этих сложнейших задач. Частный бизнес не может и не будет это делать.
Существенный тридцатилетний прокол в научно-техническом и социально-экономическом развитии России уловили Соединенные Штаты с коллективным Западом. Поэтому они главный удар наносят по политико-экономическому полю, финансовому потенциалу России: санкционная атака нацелена на изоляцию российской экономики от мировой, обрушение ее, а следом за этим - разрушение и политической системы, расчленив Россию.
За тридцатилетний период Россия по большинству показателям так и не вышла на уровень 1990 года. Агрегированный индекс промышленного производства ныне составляет 85% к уровню 1990 года, по текстильному и швейному производству этот уровень составляет 54,6%, по обработки древесины и производству изделий из дерева - 51,4 %, по производству машин и оборудования – 53,0%, по производству транспортных средств и оборудования – 70%, по добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) – 72,0%.
Сегодня по экономическим показателям, по уровню жизни, по уровню безопасности, по уровню коррупции и эффективности управления Россия находится на 90 – 99 местах среди 142 стран мира. За последние 7 лет уровень жизни россиян упал на 10%, а 30% населения имеют доходы менее 19 000 рублей в месяц.
Новая Концепция внешней политики Российской Федерации, подписанная в конце марта, жестко обозначила место России в мире. Россия самоопределилась в качестве самобытной евразийской и евро-тихоокеанской державы, одной из суверенных центров мирового развития, играющего уникальную роль в поддержании глобального баланса сил и обеспечении мирного, поступательного развития человечества. Принято важнейшее политическое решение. Но это политическое решение объективно предполагает в качестве второго логического шага – формирование новой экономической модели мобилизационного характера на базе новой индустриализации, которая будет опираться в первую очередь на отечественный народно хозяйственный комплекс и внутренний рынок страны.
Эти сложнейшие политико-экономические задачи не могут быть реализованы без смены политико-экономического базиса, что требует политической воли гаранта Конституции РФ – Президента РФ.
Первое. С политико-экономических позиций вывод экономики России на траекторию экономического роста на основе новой индустриализации с учетом тотального санкционного давления коллективного Запада требует смены социально-экономического курса, исходным моментом которого является принципиальный отказ от монетаристской либеральной модели «роста», взрощенной и вскормленной идеологией либерально-рыночного фундаментализма Западного образца, отказ от пагубного для страны «Вашингтонского консенсуса» и тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы.
Тридцатилетний опыт «реформирования» по рецептам Вашингтонского консенсуса отчетливо показал, что не следует «развиваться» вопреки научной теории общественно-экономических формаций. Это отчетливо проявилось в России, решившей в начале 90-х годов вернуться в лагерь капитализма и его ущербной, антинародной идеологии.
Второе. Исходя из мирового опыта СССР, Японии, Швеции, Франции, Китая, Южной Кореи, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающееся на государственный планово-рыночный механизм, формирующего социально справедливое общество социалистического типа. Планово-рыночный (!) на государственной основе. Это коренным образом изменит отношение Китая к России!
Третье. Вести речь о курсе на новую индустриализацию при нынешнем правительстве, руководителях госкорпораций, которые в значительной степени контролируется неолибералами, «эффективными менеджерами» - приверженцами мировых финансовых элит, доведших страну до кризиса – это нонсенс, абсурд. Необходимо из экономического блока, руководства госкорпораций убрать этих «эффективных менеджеров», заменив их специалистами.
Четвертое. Если Россия ставит задачу победить в развязанной против нее США и коллективным Западом гибридной войне, необходимо быстро выстроить современную научно выверенную систему управления народнохозяйственным комплексом и особенно - развитием экономики с учетом новой индустриализации, повышения технологического суверенитета.
Пока же правительство, реагируя на санкции, просто лихорадочно, рефлексивно затыкает пробоины в российской экономике, пытаясь сформировать в рамках ущербной действующей неолиберально-рыночной модели более-менее устойчивую, но, к сожалению, примитивную в данных условиях систему управления, постоянно скатываясь к «ручному управлению».
И, наконец, пятое, самое главное в условиях гибридной войны против России: слом старой модели экономики и формирование нового механизма социально-экономического развития, реализация сформулированной концепции выживания страны невозможен без осуществления как минимум на период первой пятилетки мобилизационной экономики. Мировая практика не раз использовала ее рычаги для возрождения экономик. Характерными в этом плане является опыт, используемый в Советском Союзе после отечественной войны 1941-1945гг., США - для выхода из Великой депрессии 30-х годов, Германией и другими странами после Второй мировой войны, опыт Китая при развертывании стратегии построения социализма с китайской спецификой.
Если мы не реализуем основные принципы нового политико-эконмического базиса как основы качественного экономического роста на основе новой индустриализации, то проиграем Западу уже в ближайшие три-четыре года, окончательно потеряв союзников по ОДКБ и СНГ, а также поставим Россию на грань развала.