Posted 6 апреля 2023,, 10:23

Published 6 апреля 2023,, 10:23

Modified 6 апреля 2023,, 10:25

Updated 6 апреля 2023,, 10:25

Пятая колонна ушла в тень: эксперты советуют не тревожить общество поиском виновных

6 апреля 2023, 10:23
Социологи говорят о том, что активная информационная кампания против проукраински настроенных граждан может обернуться дополнительным ростом социальной тревоги и нетерпимости.

Идет второй год СВО, однако, отношение российского социума к проукраински настроенным гражданам до сих пор не сформировано ввиду крайней малочисленности этого феномена, утверждают социологические исследования, на которые ссылается канал «Незыгарь». Причем, в случае фокусировки внимания общественности на этом феномене, отношение подавляющего большинства будет достаточно категоричным и враждебным. При этом, эксперты предупреждают, что муссирование этой темы имеет отчетливые ограничители и чревато усилением тревожности в социуме.

Информационная кампания по осуждению уехавших после начала частичной мобилизации россиян позволила сформировать общественное мнение в сторону некоторого увеличения настроенных осуждающе, однако в основном социум предпочитает нейтральные оценки этого явления.

Сейчас эта тема, фактически, ушла из фокуса внимания социума или, по крайней мере, не является основной. Многие эксперты и политологи уже отметили, что на ее смену может прийти массированная кампания по формированию общественного мнения в отношении проукраинских симпатизантов и остатков несистемной оппозиции внутри страны, которые ведут деструктивную и антигосударственную деятельность.

Теракты в отношении военкоров, а также прочие диверсии внутри страны постепенно работают на усиление беспокойства по поводу безопасности граждан в повседневной жизни. Фокус-группы в мегаполисах и крупных городах показывают, что пока общество, в целом, не выражает значительного беспокойства по этому поводу, однако запрос на усиленное реагирование к государству в этих условиях будет расти.

Социологи прогнозируют, что если кампания по формированию негативного мнения в отношении проукраински настроенных граждан все-таки развернется массивная – это позволит сформировать достаточно быстро категоричное и нетерпимое отношение к ним. При этом сам феномен не фиксируется социологическим инструментариям и, скорее всего, можно говорить лишь о десятых или сотых долях процента граждан страны: иными словами, феномен не является массовым и логично не попадает в поле внимания социума.

В то же время в социуме чувствуется некоторая усталость от нагнетания ситуации и поиска виновных. В этом плане социологи говорят о том, что активная информационная кампания против проукраински настроенных граждан может обернуться дополнительным ростом социальной тревоги и нетерпимости. Полноценная информационная кампания на этот счет вряд ли необходима: скорее обществу нужно предъявлять результаты работы спецслужб, которые предотвращают теракты и выявляют диверсантов внутри российского социума. Поскольку это явление не носит массового характера дополнительное информационно-психологическое давление и борьба с пятой или шестой колонной в виде соответствующих нарративов пропагандистских шоу и призывов вряд ли необходимы. Социум хотел бы сохранить спокойствие и пребывать в режиме сбережения ментальной энергии, а не испытывать периодически потрясений по различным поводам.