Posted 6 апреля 2023,, 07:41

Published 6 апреля 2023,, 07:41

Modified 6 апреля 2023,, 07:43

Updated 6 апреля 2023,, 07:43

Прекрасная долгая жизнь! Станиславу Любшину исполнилось 90 лет

Прекрасная долгая жизнь! Станиславу Любшину исполнилось 90 лет

6 апреля 2023, 07:41
Фото: Соцсети
Социальные сети с необычайной теплотой и любовью поздравляют знаменитого актера и режиссера с юбилеем.

В четверг, 6 апреля выдающемуся актеру Станиславу Любшину исполнилось 90 лет. Поразительно, но в столь почтенном возрасте, Народный артист России до сих пор играет на сцене МХТ им. Чехова. Как пишут в социальных сетях многочисленные поклонники его таланта, он не исполняет роли, он живёт в них -  настолько естественны и органичны образы, созданные им.

Тихий, красивый, напоминающий ангелов Леонардо

Историк-востоковед и философ Владимир Емельянов считает, что загадка Любшина до сих пор не разгадана:

«Всегда хотелось его спросить, кто он такой на самом деле. Потому что в нашем мире Любшин - разведчик. У него нет возраста. Он может сыграть и простого, и сложного. О своих ролях он ничего не говорит. А когда дает интервью, то рассказывает о крестьянском детстве и рабочей юности... Одним словом, шифруется.

Герои Любшина берутся из ниоткуда, буквально из ничего. Что такое Котиков, откуда он взялся? Это ангел, пришедший помочь Сретенскому закончить труд всей жизни. А потом, возможно, он Сретенского возьмет с собой... Кто такие дядя Вова, занудный и склочный бухгалтер Владимир Николаевич? Это варианты Иоганна Вайса, он же разведчик Александр Белов. Персонажи Любшина загадочны даже тогда, когда они социальны, как тот же Ильин из «Пяти вечеров». Их внешняя мягкость в секунду оборачивается несокрушимой силой, силой очень прямой, очень подавляющей. Вот и тихий чеховский Полознев - казалось бы, дауншифтер - бросает вызов всему обществу своего града и мира. А другой чеховский герой Коврин психически связан с иными мирами и им подчинен, но, несмотря на это, решается на бунт против своей зависимости.

Тартюф Любшина - это совершенно особая история. Я никогда еще не видывал на сцене Тартюфа, который не сдавался бы в конце, не признавал своего поражения. Вместо раскаяния на лице Любшина была самая настоящая улыбка Джоконды. Тартюф Любшина сходил со сцены непобежденным, указ короля был какой-то временной помехой для его вселенского мошенничества. Этот Тартюф тоже был разведчиком, он послан в мир во испытание слабостей и глупостей человечества.

Отдыхая в 1990 году в пансионате «Сестрорецк», я стал свидетелем проходившей в нашем корпусе съемки фильма «Вечный муж» по Достоевскому. На деревянной лестнице нашего корпуса стоял Любшин, одетый с иголочки во все дворянское. Оператор суетился, его ассистенты ставили свет то слева, то справа. Потом режиссер в два крика прекратил эти метания, начали играть сцену. Я мог видеть вблизи, как поначалу вкрадчивый, с полуулыбкой герой Любшина, постепенно низводя голос до шепота, становился настолько страшен, что все мы - публика, смотрящая из окон первого этажа - невольно ежились. Этот переход происходил незаметно, и актер превращался в какое-то инфернальное существо, причем никто не сомневался, что этот человек способен убить. Понятно, что потом было переозвучивание, потому что за воротами шли машины и половину слов было не разобрать. Но сама интонация актера вкупе с его мимикой и перепадами состояний еще примерно сутки были предметом разговора обитателей санатория. Я же не забыл их никогда. И, к счастью, фильм это передает полностью. Но от снятой в санатории сцены не осталось на экране даже минуты, хотя снимали до позднего вечера. Видели мы тогда и Костолевского, и Шукшину, и Харатьяна. Но в памяти остался только Любшин.

Он вот такой. Прошедший все времена и эпохи, тихий, красивый и напоминающий ангелов Леонардо. Всего же более, когда играет, напоминает он леонардовского Иоанна Крестителя. Та же многосмысленная улыбка, не предвещающая ничего хорошего. Ему ничто не повредило, ничто его не упростило и не ухудшило. Любшин прошел сквозь двадцатый век как нож сквозь масло. И продолжает изучать нас в новом столетии, составляя донесения для неведомого Центра».

Дар Любшина неброский, но мощный

Филолог Марина Птушкина совершенно справедливо называет юбиляра «человеком чехвоской глубины»: 

«Я так и не видела его ни в одной сильно возрастной роли, с любшинской седой прической, а вот эта фотография продавалась в газетных киосках в 70-е годы, которые стали для актера пиком славы и успеха: всё самое лучшее, точное, цепкое сыграно им в то десятилетие.  Фильмы «Слово для защиты», «Монолог», «Пять вечеров»; в театре Ермоловой - Шаманов в вампиловской пьесе «Прошлым летом в Чулимске», как же потрясающе он повторял «Хочу на пенсию», как понял смысл пьесы и нутро своего героя! И наконец в 1977 году первая режиссерская работа - фильм «Позови меня в даль светлую» (совместно с Германом Лавровым) - и сразу успех: приз кинопрессы  ФИПРЕССИ на кинофестивале в Мангейме, куда его потом приглашали поработать в жюри.

Дар Любшина неброский, но мощный. Даже в ролях второго плана, в малых эпизодах он всегда приковывает взгляд, его способность вжиться в образ уникальна, с кажущейся легкостью Любшин перевоплощается в личность любого свойства, в благородную, страстную, смелую или в подлую и отвратную. Его жених-бухгалтер, алконавт в стадии завязки  в фильме «Позови меня в даль светлую» - это точно схваченный типаж совейских никчемных службистов низшего звена, густой замес занудства, злобы, зависти, образованщины и претензии на «культурность»; здесь тот редкий случай, когда актер достал из своей палитры гротесковую краску, в большинстве своих работ он на полутонах, недоговоренностях, подтексте.

Из фильма Басова «Щит и меч» (1964), с которого и началась известность Любшина, я помню только белокурого арийца Олега Янковского, мерзкую идейную фашистку Аллы Демидовой и молодого красивого Любшина - Вайса-Белова. И единственную сцену: довольно большая группа немецких военных бежит что-то взрывать, и все они - советские разведчики, внедренные в Вермахт. Никогда не пересматривала...

Любой из фильмов 70-х с Любшиным отлично смотрится и сегодня.

Прекрасная долгая жизнь в профессии. Несколько сыгранных чеховских ролей. Любшин и сам человек чеховской глубины в своих лучших работах».

***

Станислав Андреевич Любшин родился 6 апреля 1933 года в селе Владыкино Московской области.

В 1959 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.

С 1959 по 1963 годы — актёр «Современника».

В 1964—1967 годах служил в театре на Таганке.

В 1974—1977 годах — в театре им. М. Н. Ермоловой.

В 1977—1979 годах — актёр театра на Малой Бронной.

С 1981 года и по настоящее время — актёр МХТ им. А. П. Чехова.

Дебютировал в театре «Современник» в спектакле «Пять вечеров» (Славка). Среди его ролей в театрах Москвы: Генрих и Христиан («Голый король»), Глухарь («Два цвета») — «Современник»; Столяр («Добрый человек из Сезуана»), Автор («Герой нашего времени») — Театр на Таганке; Шаманов («Прошлым летом в Чулимске»), Учитель («Дом окнами в поле») — Театр имени М. Н. Ермоловой. В театре на Малой Бронной играл в спектаклях А. Эфроса «Веранда в лесу» (Пахомов), «Конец Дон-Жуана» (Сганарель и Лепорелло).

По опросу журнала «Советский экран» признан лучшим актёром 1968 года (за роль в фильме «Щит и меч») и 1979 года («Пять вечеров»).

В качестве режиссёра-постановщика снял две картины: «Позови меня в даль светлую» (1977) в соавторстве с Германом Лавровым (в 1977 г. фильм был удостоен Гран При и Приза ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале Мангейм — Гейдельберг, ФРГ) и «Три года» (1980) в соавторстве с Дмитрием Долининым.

Спустя 4 года после победы на Международном кинофестивале Мангейм — Хайдельберг был приглашён туда уже в качестве члена жюри.

"