Posted 6 апреля 2023, 19:38
Published 6 апреля 2023, 19:38
Modified 6 апреля 2023, 19:40
Updated 6 апреля 2023, 19:40
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Воскресное решение ОПЕК+ сократить добычу на 1,16 миллионов баррелей в сутки стала для рынка неожиданностью, хотя рост цен на черное золото на следующий день не удивил никого. Брент немедленно вырос на 5 долларов, превысив отметку 85 долларов после падения в начале марта. Новое сокращение – не первое за последний год. Картель уже снижал добычу осенью 2022 года на 2 миллиона баррелей в сутки. И тогда, и сейчас реакция из США не заставила себя ждать – в Белом доме решение саудитов и ведомого ими картеля назвали опрометчивым и разочаровывающим.
Некоторые западные аналитики уже обвинили Саудовскую Аравию в хитроумной поддержке своего партнера по альянсу России. Действительно, российская нефть продается плохо, и доходы нефтяных компаний и российского бюджета, соответственно, сокращаются. Так, Минфин радуется тому, что в марте бюджет недополучил «всего» 35 миллиардов рублей, а ждали дыру свыше 40 миллиардов.
Но в данном случае России просто повезло – ее интерес в более высокой цене, как это было весь прошлый год, совпал с интересами стран-участниц ОПЕК+. Исполнительный директор департамента рынков капиталов компании «Универ-Капитал» Артем Тузов не верит ни в альтруизм стран-поставщиков нефти, ни в их желание защитить нашу страну от «плохих» Соединенных Штатов:
- Поставщики нефти – достаточно зубастые страны, и они никаким сопереживанием в адрес России не страдают.
Во главе угла стоит стремление не дать цене на нефть упасть ниже выгодного им коридора цен.
- Эксперты стараются представить дело таким образом, что страны, в первую очередь, Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ, добровольно сокращают объёмы добычи ради того, чтобы ударить по Западу, ради того, чтобы помочь России и так далее. На самом деле, мотив не в том, чтобы задрать цены, а в том, чтобы удержать цены хотя бы на том уровне, на котором они были на протяжении последних месяцев, в коридоре от 85 до 90 долларов за баррель. Потому что если этого не делать, цена упадёт, - говорит эксперт финансового университета и Фонда Национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Решение о сокращении добычи – «ответка» на действия ФРС США и европейского Центробанка. Чтобы подавить инфляцию, западные финансовые власти подняли ставки рефинансирования. Кредиты резко подорожали, экономика затормозилась, еще даже не отойдя от шока пандемии. Как следствие, спрос на нефть будет падать, а цена - снижаться. На прошлой неделе ФРС США опять подняла ставку, поэтому объявление ОПЕКом о том, что нефть будут качать меньше, в этой парадигме стало логичным шагом.
Экономическая ситуация в мире далека от стабильности. Банковскую систему «штормит», их заемщики – реальный сектор экономики – испытывают трудности. При сокращении спроса на энергоносители обостряется межвидовая борьба. Перед саудитами и другими странами, входящими в ОПЕК, стоит непростая задача. С одной стороны, цена на их нефть должна находиться на таком уровне, чтобы американским фрэкинговым компаниям было невыгодно производить нефть путем гидроразрыва пласта. Она колеблется на уровне 70 долларов за баррель. Если цена опускается ниже 70 долларов, на рынке наступает волатильность. Добыча в Америке снижается, цена резко идет вверх. Спекуляции набирают обороты и снова обваливают цены.
- Поставщикам нефти нужно планировать бюджеты стран. Им эти колебания не нужны. Им цена 70 – 80 долларов за баррель вполне комфортна. И её стараются поддерживать, иногда наращивая добычу, иногда – снижая. Цель – оставаться лидерами на рынке по предлагаемым объёмам нефти, - говорит Артем Тузов.
Задача перед продавцами стоит сложная: им нужно поддерживать такую цену, когда новая нефть из США уже не поступает, а если цена будет расти, ее должны покупать у текущих поставщиков – то есть, у Саудовской Аравии со товарищи.
Мнения экспертов, какой должна быть справедливая цена на «черное золото», варьируются. После объявления о снижении добычи американские и европейские аналитики не исключали и 130 долларов за баррель. Российские эксперты осторожно оценивают ценовые перспективы.
- На биржах это всё может произойти буквально часами, а потом успокоится. Сейчас многие говорят о 100 долларах за баррель. Я думаю, что до этого уровня не поднимется, - говорит заместитель директора Центра устойчивого развития Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Владимир Лихачев.
Россия снизила добычу нефти даже еще больше, чем составляла выделенная ей ОПЕК квота. Это плохая новость, хотя понятно, почему это произошло – от российской нефти отказались США и Европа.
- Невозможно добывать, если нет потребителей. Постепенно наращиваются поставки в Китай, в Индию. Думаю, к концу 2023 года Россия снова будет в квотах ОПЕК по добыче. Это временное снижение. Была последняя новость, что Роснефть заключила контракт с Индиан Петролиум – крупнейшей компанией нефтепродуктов Индии, - подводит промежуточные итоги действующих санкций Артем Тузов.
России выгодны высокие цены на энергоносители, потому что при дорогой нефти падают объемы, а доходы не страдают. Когда экспортируется меньше нефти, падает спрос на танкеры, которых не хватает. Глобально изменились транспортные пути доставки. Теперь нефть не течет по трубопроводам с востока на запад, а грузится в портах:
- Россия вместо Европы стала возить Азию, те, кто поставлял в Азию, начали возить в Европу. У всех увеличилось транспортное плечо. Один и тот же объём нефти приходится перевозить бОльшим количеством танкеров. Дефицит танкеров немного снизится, когда все снизят добычу, - полагает Игорь Юшков.
Мировые агентства сообщают, что теневой танкерный флот растет. Неизвестно, кому он принадлежит и чью нефть возит. Эти совпадения не случайные, уверен Артем Тузов: - Это та маржа, которая незаметна для российского бюджета идёт на скупку теневого танкерного флота и расширяет экспортные мощности России. Вряд ли это происходит без контроля государства. Скорее, наоборот. Выполняются задачи, которые поставлены правительством.
Как известно, наполняемость российского бюджета на 40% зависит от проданных энергоносителей, и в первую очередь, нефти и нефтепродуктов. Может случиться так, что сокращение добычи странами ОПЕК на российском бюджете никак не скажется. В условиях нестабильности рынков трудно оценить, будет ли снижение одноразовой мерой, или это новый тренд.
Однако снижение объемов продаж – не единственный фактор, который влияет на бюджет. Еще больше Минфин волнует падение цен и дисконт на российскую нефть. Ведомство Силуанова исходит из того, что до середины года скидки на нефть будут снижаться. Некоторые эксперты предрекают, что к середине года мы увидим рост доходов бюджета.
Если США и ЕС не удастся остановить финансовый кризис, добычу в середине года придется снижать еще. Стабилизируются банки – пойдет рост экономики, и тогда ограничения по предложению энергоносителей отменят.