Posted 3 апреля 2023, 13:08
Published 3 апреля 2023, 13:08
Modified 3 апреля 2023, 13:10
Updated 3 апреля 2023, 13:10
Британское издание The Telegraph рассказывает о том, какие действия может предпринять Запад для международной защиты Украины в будущем, если после окончания боевых действий не будет достигнуто прямого и надежного соглашения между этой страной и Россией о ненападении.
Эксперт издания Джеймс Роджерс рассматривает разные способы, среди которых: членство Украины в НАТО, 3-сторонний договор по аналогии с договором AUKUS, по которому США и Британия дают Австралии возможности управления ядерными подлодками, размещение войск западных стран в Украине и неофициальные гарантии безопасности, вроде тех, что Британия дала Финляндии и Швеции на период, пока они еще не вступили в НАТО.
Автор уверен, что при любом исходе СВО, Россия останется угрозой для Украины, а потому перед западными странами уже сейчас стоит задача найти способы, чтобы обезопасить ее от этой угрозы.
Одним из примеров, по мнению автора, может быть односторонняя гарантия безопасности, смоделированная на основе структуры, подобной оборонному соглашению пяти держав между Великобританией, Австралией, Малайзией, Сингапуром и Новой Зеландией. Если Малайский полуостров подвергнется нападению, эти пять стран обязались провести консультации, чтобы определить, как реагировать. Они также принимают участие в регулярных военных учениях, чтобы продемонстрировать свою приверженность друг другу и сдерживать противника.
Другой пример – это недавно подписанный договор AUKUS, по которому британцы и американцы согласились предоставить Австралии передовые технологии управления ядерными подводными лодками. Конечно, это не приведет к автоматическому ответу в случае нападения на Австралию. Но это расширит возможности Королевского австралийского флота настолько, что потенциальный противник должен будет дважды подумать, прежде чем бросать вызов австралийским интересам.
Наконец, существуют неофициальные гарантии безопасности, такие как недавно подписанные между Великобританией, Финляндией и Швецией. В этих соглашениях правительство обязалось оказать помощь Финляндии и Швеции, если потенциальный противник нападет на них, пока они ожидают приема в НАТО.
Далее автор рассматривает наиболее приемлемый вариант для Украины. Он видит два варианта: усиленный AUKUS или минимальные двусторонние гарантии, подкрепленные британской и американской мощью.
В случае «прокачанного» соглашения в стиле AUKUS Британия и ее союзники могли бы предоставить Украине свои лучшие военные технологии и оружие, создав запасы необходимых вооружений, готовые для немедленной отправки по заранее подготовленной линии материально-технического снабжения в случае новой угрозы.
В то же время односторонние гарантии могли бы принять форму, аналогичную пятисторонним оборонным соглашениям, но подкрепленную развертыванием британских и американских войск (включая любых других желающих партнеров, таких как Польша, страны Балтии и Северной Европы). Такая гарантия будет сдерживать угрозу более явно; как и в случае с усиленным активным присутствием НАТО в странах Балтии, наподобие британской армии Рейна, дислоцированной в Германии после второй мировой войны. Присутствие этих войск, по мнению автора, заставит Россию учитывать риск быстрой эскалации.
Эксперт уверен, что из этих двух способов обеспечения безопасности наиболее надежным является односторонний. Но еще предстоит выяснить, насколько Лондон, Вашингтон и другие страны будут готовы перебросить свои собственные силы в Украину. А потому, при тщательной проработке более вероятным вариантом может оказаться соглашение для Украины в стиле «Активного AUKUS»: поддерживаемая и хорошо вооруженная Украина станет государством-гарнизоном, достаточным по силе для сдерживания любой угрозы.