Posted 2 апреля 2023, 10:42
Published 2 апреля 2023, 10:42
Modified 2 апреля 2023, 10:44
Updated 2 апреля 2023, 10:44
О том, что Россия возвращается к стандартам советского времени, говорится давно, тем более что все большие размеры в нашей стране приобретает государственный сектор экономики. Насколько же велика вероятность того, что вернется и пресловутая плановая экономика, в свое время сгубившая Советский Союз?
В рамках проекта «ДНК России», нацеленного на поиск ценностных основ россиян, Государственный университет управления провел исследование по заказу Министерства науки и образования. В его ходе были опрошены менеджеры высшего и среднего звена крупных и средних промышленных предприятий. Оказалось, что почти 80% из них считают, что в том или ином виде необходимо вернуть государственное планирование «с помощью современных автоматизированных систем управления». Причем, 37% стоят за внедрение госпланирования во все отрасли, 41% – в некоторые, и только 13% высказались против, сообщает канал «Незыгарь».
Правда, эксперты делают уточнение, что тут главное не цифры, а то, что понимается респондентами под «более серьезным стратегическим планированием в экономике».
Так, вице-президент «Опоры России» заявил, что под планированием следует понимать получение господдержки, а не набор показателей, обязательных к исполнению. Примерно в таком же ключе высказываются представители предприятий: планирование – это предоставление государственных гарантий, например, по закупке выпускаемой продукции. При таком подходе все становится предельно ясно – менеджеры ратуют не за контроль и учет их деятельности, а за «приватизацию прибыли и национализацию убытков».
В то же время в обществе тоже активно обсуждается «возврат к планированию». Ранее директор Центрального экономико-математического института Российской академии наук (РАН) заявил, что либеральная модель экономики в России себя не оправдала, а большинство текущих проблем являются результатом попыток проведения такой политики; рынок не способен решить стоящие перед государством задачи, поэтому следует перейти к индикативному планированию и к пятилетним планам, как было в советское время. Появление подобных инициатив вызывает тем большее удивление, что практически все экономисты сходятся во мнении, что в прошлом году именно малый частный бизнес в значительной степени помог относительно безболезненно пережить беспрецедентные санкционные меры.
С созданием «современных АСУ» дела обстоят пока не лучшим образом. По имеющимся данным, в России 826 федеральных и 3033 региональных ГИС. Их количество у отдельных ведомств исчисляется десятками – у Росстата, Роспатента, Минцифры, Росреестра и Минздрава порядка 30–37 ГИС на каждое ведомство. Только в конце прошлого года была утверждена концепция создания и функционирования единой цифровой платформы «ГосТех», которая определяет основные принципы и этапы формирования системы, которая должна стать ядром всех государственных цифровых сервисов. Так что, ждать появления каких-то принципиально новых проектов раньше третьего этапа внедрения, начало которого пока запланировано на 2024г. не стоит. Так что, к инициативе создания новых «информационных систем» даже чиновники относятся как к предложению «академического характера», – такой отзыв был дан на систему «цифрового Госплана», которую презентовали недавно представители ведущих российских вузов. Кстати, по мере реализации платформы «ГосТех» и появления более действенных механизмов контроля, энтузиазм менеджеров предприятий относительно «государственного планирования» может поубавиться.