Следить всегда, следить везде: введены новые меры контроля за россиянами на дорогах

30 марта 2023, 09:51
Из Мосгордумы пришли сообщения о том, что в Москве введено распознавание людей по голосу и прослушка в автомобилях. Там обсуждают правоприменение закона, направленного на усиление ответственности за нарушение тишины автомобилистами и мотоциклистами. Также ФСБ получит доступ к геолокации такси.

Ирина Мишина

Споры о шумомерах и законе, который позволяет штрафовать за превышение шумов на дорогах, идут не первый день. Сейчас появились версии о том, что они будут помимо этого наделены функцией прослушивания.

Штраф за звук

По словам депутата Елена Шуваловой, шумомеры, которые власти планируют устанавливать в Москве, будут именно прослушивать граждан. По ее мнению, эти устройства «будут отслеживать вас и ваши семьи». Депутат считает, что новые системы видеонаблюдения оборудованы не только функцией распознавания лиц, но и способностью распознавания голоса. 

Редакция связалась с Еленой Анатольевной, и она заявила нам следующее: «Какие функции будут заложены в этих шумомерах, не известно. Будут слушать, что происходит в салоне автомобиля или нет? Что заложат в эти приборы, никто не поясняет. Я уверена, что в будущем в них будет функция распознавания голоса и прослушивания».  

Для начала поясним детали закона. Как известно, мэр Москвы Сергей Собянин внес в столичный парламент пакет поправок, направленных на усиление ответственности за нарушение тишины автомобилистами и мотоциклистами. Депутаты Мосгордумы поддержали инициативу мэра и рассмотрели изменения в КоАП РФ.

В этом законе сумма штрафа увеличена в 10 раз – с 500 до 5000 рублей. Причем это самый минимум: если мощность двигателя легковой машины превышает 200 лошадиных сил, то к штрафу будут добавляться 250 рублей за каждые 10 л.с. сверх этого значения. К примеру, владельцу спорткара с мощностью 400 л.с. придется выложить уже 10 000 рублей. Кроме того, предлагается законодательно закрепить возможность фиксации нарушений уровня шума автотранспорта с помощью специальных технических средств, совмещенных со средствами фотовидеофиксации.

Вокруг них и начались споры. За кем и за чем они будут следить?

«Начнем с того, что таких приборов на сегодня нет. Есть некие разработки, где направленный микрофон совмещен с камерой. Насколько я знаю, есть опытные образцы. Прослушивать разговоры в салоне такой прибор не может, поскольку у него направленное действие. Он измеряет шум извне. Меня напрягает другое: в КОАП прописан максимальный штраф за нарушение ПДД до 5 тысяч рублей, а тут заложена возможность штрафовать до 10 тыс. рублей и выше. Связывать шум от техсредства с мощностью мотора нелепо. Я за наказание за шум, но без увязки с мощностью автосредства», - пояснил «НИ» автоэксперт, радиоведущий Игорь Моржаретто.

Штрафы коснутся в первую очередь граждан, в автомобилях или мототранспортных средствах которых системы выпуска отработавших газов двигателей полностью или частично демонтированы или модифицированы не предусмотренным способом, что и приводит к повышенному уровню шума. Проще говоря, закон нацелен на тех «отмороженных» водителей, которые умудряются оставлять без сна и покоя целые районы города, особенно по ночам.

Но у автоэкспертов есть к этому закону и другие вопросы. Например, как будет работать шумомер, где он будет установлен и кто, каким образом будет обрабатывать данные.

«Проблема с шумом автомобилей и мотоциклов действительно есть. Одна из причин - установка так называемых "прямотоков" внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Но в таком случае должна работать ГИБДД: установить факт внесения изменений в конструкцию, влекущий превышение по шуму, вынести штраф, выписать предписание на устранение незаконных изменений. Если предписание не выполнено – снимать с регистрации, отправлять на штрафстоянку. Но сейчас остро стоит вопрос нехватки сотрудников ГИБДД. Эту проблему власти пытаются решить установкой автоматических камер, в случае измерения шума - с микрофонами. Известно, что сила шума обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника.  Понятно, что уровень шума на расстоянии метра один, на расстоянии 10 метров другой. Поэтому важно, на каком расстоянии этот шум будет измеряться», - считает автоэксперт, независимый участник Рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации Григорий Шухман.

Эксперты также обращают внимание на множество накладок в работе автоматической фиксации ПДД. Сейчас много ложных штрафов за не пристегнутый ремень безопасности и разговор по телефону за рулем, потому что камеры, к примеру, не фиксируют темный ремень на темной одежде, а в случае с телефоном фиксируют просто положение руки. С шумом тоже может быть подвох. Например, зафиксирован источник шума, едут несколько автомобилей. Как определить, от которого из них исходит повышенный шум? Камера должны выявлять источник шума, а дальше инспектор должен обследовать транспортное средство.

«Автоматически эту функцию запускать нельзя.  Надо, чтобы стоял инспектор и фиксировал каждый отдельный случай. Работать надо на земле. И к этому должна подключаться полиция. Шумомер также требует сертификации. И скорее всего будут выдавать 1 прибор на 20 патрулей. А у нас – неотвратимость наказания… Причина внедрения шумомеров в том, что на земле контролировать некому, все пытаются переложить на автоматику. Автоматика не беспристрастная, она безразличная. То есть была ошибка или нет - для комплекса значения не имеет», - считает автоэксперт, независимый участник Рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы автофиксации Григорий Шухман.

«На земле некому работать, - подтверждает генерал-майор ФСБ Александр Михайлов. – В некоторых субъектах федерации в ГИБДД комплект всего 50%. Чего далеко ходить, в Солнечногорске всего 4 патруля ДПС. А камеры и шумомеры действительно могут привести к большому количеству немотивированных штрафов, причем немалых».

Что могут камера и шумомер

Так что же с прослушкой людей? Депутат Мосгордумы Елена Шувалова сообщает: «Уже сейчас мне поступают обращения о несанкционированной установке видеокамер на улицах под видом видеокамер Правительства Москвы. Уже сейчас непорядочные люди стали таким манером следить за другими людьми, а, возможно, и шантажировать их. Теперь хотят дать возможность ещё и прослушивать!»
Как нам пояснил сотрудник группы предприятий, отвечающих за охранные системы «Гольфстрим» Александр Иванов, система видеорегистрации может записать речь человека в помещении таким образом, что ее можно будет потом распознать. А вот на улице, тем более на трассе, – вопрос спорный. «Скорее всего не сможет», - пояснил сотрудник.

В других охранных предприятиях утверждают, что на сегодня ни в Москве, ни в каком-то другом российском городе нет систем видеонаблюдения, которые оснащены мощными микрофонами, способными записывать на улице качественный звук человеческой речи таким образом, чтобы его можно было использовать с целях сбора компромата. Даже в том случае, если видеокамера будет оснащена микрофоном, разобрать речь на аудиозаписи будет крайне сложно. «Уличная камера с микрофоном распознает только самые громкие звуки, с зашкаливающим уровнем децибел вроде грохота музыки, ревущего мотора авто или мотоцикла», - пояснили «НИ» в ЧОПе «Лорд».

Под прицелом – пассажиры такси

Что касается факта прослушки людей при помощи шумомеров, мы не нашли достаточно веских фактов и данных, чтобы доказать это. А вот получить все данные о пассажирах такси будет теперь вполне возможно. ФСБ без решения суда может получить доступ к геолокации и данным о платежах пассажиров такси. Проект постановления, который был разработан спецслужбами, обнародован на портале нормативных правовых актов. Из него следует, что агрегаторы такси обязаны будут предоставить круглосуточный доступ к своим информационным системам и базам. Также ФСБ может потребовать у них сведения из журнала, в котором регистрируются заказы. Согласно тексту документа, службы заказа легкового такси должны будут предоставлять ведомству «круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов». 

Зачем ФСБ понадобились данные от таксистов и о таксистах?

«В ФСБ хотят иметь контроль над всем. Понятно конечно, что цель – это контроль над террористами. Но кто и как будет обрабатывать всю эту базу данных от таксистов?» - говорит автоэксперт, радиоведущий Игорь Моржаретто.

С ним согласен генерал-майор МВД Мансур Юсупов: «Контроль за геолокацией и передвижение клиентов в такси связаны с событиями на Украине и возможными терактами. Но базу данных действительно будет сложно обработать».

«Это постановление носит рамочный характер, отслеживать геолокацию будут разумеется штучно, в тех случаях, когда речь идет о преступниках и террористах. Это позволит адресно работать с людьми, стоящими на антироссийских позициях Решение это принято в рамках борьбы с терроризмом. Отрабатывать будут только тех, кто представляет интерес для ФСБ», - считает генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.

По мнению экспертов, все эти новшества вводятся в рамках реализации закона о такси,  вступающего в силу 1 сентября 2023 года. Помимо предоставления данных от таксистов ФСБ, закон также предусматривает создание реестра служб заказа такси, реестра перевозчиков и запрет на работу водителями такси граждан с непогашенной судимостью и наличием более трех неоплаченных административных штрафов.

В любом случае контроля за всеми нами станет больше. Соответственно, вероятность попасть в поле зрения силовых структур у каждого из нас на порядок увеличится.

#Спецпроекты #Ирина Мишина #Безопасность #Дороги #ФСБ #Безопасность дорожного движения #Автомобилисты #ПДД #Автомобили #Мнения #Вождение автомобиля
Подпишитесь