Posted 29 марта 2023,, 10:07

Published 29 марта 2023,, 10:07

Modified 29 марта 2023,, 10:09

Updated 29 марта 2023,, 10:09

Пыхтящий раритет: эксперт оценил качество моторов на дронах-камикадзе «Шахед»

29 марта 2023, 10:07
Иранские инженеры для создания своего беспилотника использовали китайскую копию немецкого двигателя 1930-х годов, причем технология его сборки оказалась весьма дорогостоящей.
Сюжет
Дрон

В прошлом году в СМИ и социальных сетях появились сообщения о том, что российская армия атакует украинские позиции с помощью дронов-камикадзе иранского производства «Шахед» (Shahed-136/131), которые в нашей стране получили название «Герань». Военные специалисты отмечали, что эти беспилотники оказались весьма эффективным новым оружием, особенность которых заключена в очень удачном сочетании эффективности, технологической простоты и цены, которая в условиях длительных боевых действий стала важным фактором для любого оружия.

Как сообщает информационный канал Brief, разобрав сбитый «Шахед», специалисты пришли к выводу, что большинство его комплектующих изготовлено западными странами. Причем, из-за санкций эти детали не должны были попасть в Иран, пишут зарубежные издания, на которые ссылается канал. 

Технический аналитик Никита Н. решил изучить мотор, который стоит на «Шахеде», и сообщил о результатах в своем блоге. Оказалось, что этот дрон отнюдь не такой дешевый, как принято считать:

«4-цилиндровый 2-тактный мотор с оппозитным расположением цилиндров, с четырьмя безпоплавковыми карбюраторами, системой смазки - масло вместе с бензином, прямым выпуском без резонаторов и шиберов, с индивидуальной выхлопной трубой на каждый цилиндр без глушителя (в просторечье с обрезком), на подшипниках SKF и с поршнями Мале, двумя индивидуальными впускными окнами на каждый цилиндр, одним перепускным окном на каждую пару цилиндров. 

Это вольная и бестолковая китайская копия немецкого мотора «Либхер» конца 30-х годов прошлого столетия, сделанная «ногами» и «на отцепись». Проблема даже не в том, что этот мотор малоэффективный с топливно-мощностной точки зрения, проблема не в том, что он чрезвычайно шумный и уж точно не в том, что он малоресурсный, дрону-камикадзе ресурс не нужен; проблема в том, что он отвратительно сделан в плане производственных технологий. Литьё чуть ли не в землю, сочетается на нём с деталями, выполненными на пятикоординатном станке с ЧПУ (с частично программным управлением), что мало того, что делает мотор дико дорогим, а делает также невозможным выпускать его сколь-нибудь серьёзной серией и быстро наладить его производство где-то в другом месте.

В остальных характеристиках дронов-камикадзе я ничего не понимаю, но производить серийный дрон с таким мотором может только законченный... жулик. Судя по этому мотору, в Иране большие сложности с инженерами. Доклад окончил…»