Posted 29 марта 2023, 07:27

Published 29 марта 2023, 07:27

Modified 7 марта, 11:36

Updated 7 марта, 11:36

«Ъ»: ФСИН вновь предложила «Ростеху» услуги заключенных

«Ъ»: ФСИН вновь предложила «Ростеху» услуги заключенных

29 марта 2023, 07:27
Фото: 1MI.
По информации источников «Ъ», ФСИН пытается устроить осужденных на работу в госкорпорации. В частности, служба вновь предложила услуги заключенных «Ростеху». Собеседник издания отмечает, что такой формат сотрудничества и его возможность «прорабатываются по многим направлениям».

«23 января директор ФСИН Аркадий Гостев в письме главе «Ростеха» Сергею Чемезову предложил содействие осужденных в изготовлении и поставке продукции для нужд госкорпорации по разработке, производству и экспорту промышленной продукции», — сообщает «Ъ».

По данным издания, «Ростех» направил письмо на рассмотрение входящим в его периметр предприятиям. Источник агентства утверждает, что «возможности такого сотрудничества сейчас прорабатываются сразу по многим направлениям». Собеседник издания не уточнил, о каких предприятиях идет речь, но рассказал, что «эта рабочая сила не может быть задействована непосредственно на сборке ракет или самолетов». Тем не менее заключенных могут привлечь для выполнения отдельных видов работ, которые не предусматривают высокой квалификации исполнителя. Помимо этого ИК могут поставлять тару, спецодежду, «других видов нехитрой продукции», «оказывать помощь в строительстве объектов».

Как сообщает «Ъ», в 2017 году стало впервые известно, что «Ростех» намерен использовать труд заключенных по соглашению с ФСИН, а позднее появилась информация о трудоустройстве 250 осужденных в госкорпорацию Уралвагонзавод (УВЗ). Их привлекали на рабочие специальности, такие как токарь, фрезеровщик, шлифовщик, сверлильщик и прочее. В 2020 ФСИН заключило соглашение со Сбербанком о работе над искусственным интеллектом.

В авиапроме изданию рассказали, что подобное сотрудничество возможно, если ФСИН сможет «организовать работу заключенных со среднетехническим образованием», которые теоретически будут востребованы «на несложных рабочих специальностях, которых остро не хватает каждому предприятию». Другой же собеседник агентства исключает такую возможность, указывая, что «авиация — это высочайшая ответственность», поэтому труд осужденных слабо стыкуется с работой авиапредприятий.

Представитель рынка телеком-оборудования оборудования не исключил, что заключенных могут задействовать в производстве составных частей оборудования, но не конечных продуктов. Собеседник «Ъ» считает, что в этом случае будет более востребован женский труд, например, при пайке компонентов на платы, конвейерной сборке. По его словам, женщины терпеливее, усидчивее и аккуратнее, чем мужчины.

В КамАЗе и АвтоВАЗе не ответили на вопрос издания, но в 2021 году в КамАЗе говорили о привлечении к труду восьми заключенных, позднее — «чуть более десяти». На предприятии также рассматривали возможность привлечь к работе более 100 человек при общем дефиците 4 тыс. работников. В другом же автоконцерне считают возможным работу заключенных на предприятии, но после обучения. Он рассказал, что по некоторым специальностям обучение длится полгода, а в подготовку кадров вкладывается само предприятие. В случае же с осужденными перспективы сотрудничества «неопределеные». Он добавил, что на заводах есть запрос на различные работы, для которых не требуется подготовка. Также возможна недлительная программа обучения по специальности по отдельным рабочим направлениям.

ОАО РЖД привлекал заключенных к строительству БАМа по инициативе правительства — всего 86 человек.

Соучредитель a.t.Legal Николай Титов считает, что законодательство предусматривает значительные расходы в случае привлечения труда осужденных: на конвой, обеспечение спецодеждой и СИЗ. С 2022 года заключенных запрещено привлекать к труду в учреждениях, где хранится оружие.

Партнер Criminal Defense Fir Анна Голуб считает, что инициатива ФСИН может стать успешным примером гуманизации уголовного закона и ресоциализации заключенных. П ри этом, по ее мнению, нужно будет учитывать множество факторов, таких как режим содержания, место отбывания наказания, тяжесть преступлений.

«При строительстве зданий и магистралей невозможно обеспечить полную изоляцию заключенного, полагает юрист. Кроме того, число конвоиров должно будет превосходить число заключенных для обеспечения безопасности. Все это труднореализуемо», — подытожила Голуб.

Подпишитесь