Posted 29 марта 2023,, 14:50
Published 29 марта 2023,, 14:50
Modified 29 марта 2023,, 15:17
Updated 29 марта 2023,, 15:17
Екатерина Максимова
«Оземпик» и «Саксенда» - гипогликемические препараты (применяется в терапии сахарного диабета), но их популярность в России связана не только с лечением, но и с «эффектом похудения».
При этом «Саксенда» официально имеет такое показание, как «коррекция массы тела у взрослых и подростков с ожирением или с избыточной массой тела» (единственный гипогликемический препарат, имеющий в России такое прямое показание). А вот «Оземпик» зачастую используют офф-лейбл, то есть в официальной инструкции такой «опции» нет. При этом некоторые россияне, даже не страдающие диабетом и готовые заплатить за упаковку «Оземпика» десятки тысяч рублей (с учетом его быстрого удорожания), активно используют препарат для коррекции веса.
В маркетинговом агентстве DSM Group «Новым Известиям» сообщили, что в 2021 году «Оземпика» в России было реализовано на 1,145 млрд рублей (129,4 тыс упаковок). Из них в госсегменте, то есть бесплатно непосредственно для самого пациента, на 18,6 млн рублей, а в аптечной рознице продажи превысили 1,1 млрд рублей.
В 2022 году продажи выросли до 2,7 млрд рублей (581 млн рублей в госсегменте и 2,2 млрд рублей через аптеки). Всего за минувший год было реализовано 359,5 тыс упаковок.
За январь 2023 года исчезающего «Оземпика» было продано на 61,2 млн рублей (6,2 тыс упаковок против 17,9 тыс в январе 2022 года).
При этом соотношение реализации кардинально изменилось не в пользу розницы. И если в январе 2022 года из 17,9 тыс упаковок через госсектор было реализовано всего 175 (на 1,6 млн рублей), то в январе 2023 года уже 3,1 тыс упаковок (на 21,3 млн рублей).
Что касается реализации «Саксенды», то в 2021 году в России было реализовано 48,3 тыс упаковок датского препарата на сумму 1,021 млрд рублей (13 млн рублей в госсегменте и 1,008 млрд рублей в розницу). В 2022 году было продано уже 150,7 тыс упаковок «Саксенды» на 2,5 млрд рублей (56 млн рублей в госсегменте, 2,4 млрд рублей через аптеки). В январе текущего года «Саксенды» было реализовано на 195,3 млн рублей (10,2 тыс упаковок против 13,5 тыс упаковок в январе 2022 года). Но и тут госсегмент нарастил закупку препарата (135 упаковок против 68 упаковок в январе 2022 года).
За год «Оземпик» и «Саксенда», по данным DSM Group, подорожал в аптеках на 75% и 31% соответственно. До начала СВО «Оземпик» можно было купить за 7-10 тыс рублей. Цена на «Саксенду» начиналась от 18 тыс рублей.
В DSM Group для «Новых Известий» подсчитали, что по состоянию на январь 2022 года «Оземпик» был представлен в 10,64% российских аптек. После начала СВО (к марту 2022 года) этот показатель резко вырос до 17,1%. А к концу минувшего года процент аптек, в которых еще можно было найти «Оземпик», сократился до 1,2%. По состоянию на февраль текущего года этот показатель и вовсе составляет 0,53%. Проще говоря, «Оземпик» в аптеках можно уже не искать. А вот «Саксенду» с трудом, но найти еще можно. Но если в январе 2023 года препаратом торговали 7% аптек, то к февралю уже 4,5%.
Генеральный директор маркетингового агентства DSM Group, член Координационного совета РАФМ Сергей Шуляк отметил, что оба препарата - «Оземпик» и «Саксенда», популярны во всем мире.
«Поэтому возник их резкий дефицит, а Россию снабжают по остаточном принципу. В первую очередь эти препараты были нацелены на Европу, на США, а не на нашу страну. Конечно, современные препараты всегда лучше и более эффективны, но непосредственно для профилактики диабета второго типа используются и другие. И в данном случае, если говорить в глобальном масштабе, то отсутствие «Оземпика» или «Саксенды» не приведет к значимым последствиям. Лечение можно будет скорректировать, хотя аналогов именно «Оземпику» - нет», - отметил Сергей Шуляк.
Оба препарата от компания Novo Nordisk россияне, кто не выезжает за границу, на свой страх и риск покупают из-под полы - через закрытые чаты в тг-каналах. И перечислять на банковские карты тайных продавцов-спекулянтов приходится двойную, но чаще даже тройную цену. Таких каналов, которые стали единственной точкой доставки исчезнувших из России лекарств, не так уж много, но этот бизнес с 2022 года процветает.
«НИ» сообщали, что на черном фармрынке можно найти все, включая исчезнувшие гормональные препараты. Например, финский «Дивигель», аналогов которому в России просто нет. В DSM Group подтвердили, что из российских аптек данный гормон уже исчез окончательно. А ежегодные продажи «Дивигеля» в России превышали 600 млн рублей.
Что касается «Озимпика», то, как уточнял ТАСС со ссылкой на пресс-службу Росздравнадзора, по рабочей информации от производителя, препарат будет поставляться в Россию до декабря 2023 года. Но судя по статистике DSM Group, остроту дефицита это не снимет.
На днях также стало известно о том, что российский рынок готов покинуть и американский производитель лекарств Eli Lilly, который поставлял для диабетиков в Россию инсулин «Хумалог» и противодиабетический «Трулисити». Американская Eli Lilly, как и другие фармгиганты (Bayer и Pfizer) также остановила все инвестиции, рекламные кампании и новые клинические исследования в России. При этом производитель обещал продолжить поставлять в нашу страну инсулин и онкопрепараты.