Posted 28 марта 2023, 06:34
Published 28 марта 2023, 06:34
Modified 3 мая 2023, 13:23
Updated 3 мая 2023, 13:23
Мария Дубинская
В редакцию «Новых Известий» обратилась группа подольчан, чьи дети курсами получают медицинскую, психологическую и педагогическую помощь в Доме ребёнка. Родители возмущены и растеряны: не было никаких попыток вникнуть в их проблемы и нужды, людей попросту поставили перед фактом о ликвидации учреждения.
Мы начали заниматься этой историей, выяснилось, что ситуация касается не только Подольска. По словам наших собеседников, в министерских кабинетах вопрос об упразднении таких учреждений по всему Подмосковью (Коломна, Фрязино, Люберцы и др.), похоже, решён давно; дело, как говорится, за малым – постепенно осуществлять задуманное на практике.
Одна беда – упрямые родители, ничего не смыслящие в благих намерениях чиновников от здравоохранения: ну никак не хотят мириться с тем, что их детей намерены лишить важной поддержки в привычном и удобном для таких семей формате.
Не верят мамы и папы в пользу подобной «оптимизации». Подольчане отмечают, что их до глубины души поразили чиновничий произвол и равнодушие к проблемам семей с особыми детками.
Медицинское обслуживание, коррекционно-воспитательная деятельность, логопедическая и психологическая коррекция, музыкальное воспитание – вот направления работы подольского Дома ребёнка.
В настоящее время здесь 51 воспитанник.
Узнав о грядущем закрытии Дома ребёнка, родители не стали сидеть сложа руки и активно начали писать во всевозможные инстанции. О проблеме сообщили и подольские интернет-паблики.
«Суть проблемы в следующем: администрация города Подольска решила этот дом реорганизовать в другое учреждение. Тем самым лишая деток медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию и специальную адаптацию детей с заболеваниями нервной системы. Дети нашего города не смогут получить помощь, так как кто-то «свыше» решил за нас, что она нашим деткам не нужна. Хотим добавить, что этот специализированный дом является единственным в нашем городе. Чтобы попасть туда, детки стоят месяцами в очереди», - написали «Подольские новости».
На самом деле, как выяснили "Новые Известия", решение принимала не администрация Подольска - есть государственное постановление о том, что к 2024 году домов ребёнка быть не должно.
Родители добились встречи с официальными лицами города – заместителем председателя Комитета по образованию Подольска Галиной Алёшиной, начальником отдела Охраны здоровья граждан Ириной Симчук, главным врачом ГБУЗ МО «Подольская детская городская больница» Мануэлом Мегеряном.
На этой встрече им сообщили следующее: администрация города помочь ничем не может; помощь детям, которые посещали или посещают Дом ребёнка, будут оказывать в больнице в Бородино, где нет и не предусмотрено наличие воспитателей; либо следует проходить не чаще двух раз в год санаторное лечение в детском санатории в г. Жуковский (куда будут направляться дети со всей Московской области) сроком от 14 до 21 дня.
Помимо этого, родители обратились с запросом в Министерство здравоохранения Московской области и поделились полученным ответом с «Новыми Известиями».
Ключевая цитата из этого документа:
«…На основании Комплекса мер по повышению эффективности функционирования механизма реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, проживающих в детских домах-интернатах, а также детей, помещённых под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях качественного улучшения их жизни, утверждённого заместителем председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой от 09.09.2020 № 8379п-П12, распоряжения Правительства МО от 28.04. 2022 № 301-РП в Московской области проведены мероприятия по переходу до 2024 года к единой модели подчинённости организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
…Данные услуги могут быть в полной мере предоставлены в амбулаторных условиях ГБУЗ МО «Подольская детская городская больница» и на базе ГБУ социального обслуживания МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Подольский», подведомственного Министерству социального развития МО, а также в условиях круглосуточного стационара отделения реабилитации ГБУЗ «Научно-исследовательский клинический институт детства Министерства здравоохранения МО», ГБУЗ МО детский санаторий «Отдых», ФГБУ Российский реабилитационный центр «Детство» Минздрава России.
Кроме этого, планируется открытие круглосуточных реабилитационных коек в строящейся в Красногорской детской городской больнице (срок сдачи 2024 год) – будет 30 коек реабилитации, Федеральном детском реабилитационном центре г. Подольск Минздрава России (срок сдачи 2 квартал 2023 года) – 200 коек круглосуточной реабилитации».
То есть, если перевести всё вышеизложенное на понятный язык, в итоге получится, что родителям сильно усложнят жизнь, нарушится устоявшийся порядок вещей. И детям от этого лучше точно не станет.
«Нас хотят отправить решать проблемы через поликлинику, психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы мы собирали всех специалистов отдельно по городу, причём, непонятно, насколько успешно. Если бы оставили всё, как было, пусть даже платно – это было бы и то полбеды, а так… Хотя, конечно, если представить, сколько всё это может стоить - огромные деньги, неподъёмные... Если бы реально хотели что-то улучшить, обеспечили бы уже существующий Дом ребёнка новым оборудованием, например», - поделилась с "Новыми Известиями" Елена Клем, мама одного из воспитанников подольского Дома ребёнка. Мнение Елены разделяют другие родители.
«Вместо садика (речь о Доме ребёнка – прим. авт.), где с детьми занимаются логопеды, дефектологи, они предлагают класть в больницу? Бред. Не трогайте детский сад!», - написала в сети Светлана Камзина.
«Это очень плохо, нужно что-то делать! Не все могут платно проходить массажи, ЛФК и дефектолога, а там (в Доме ребёнка, - прим. авт.) это всё делается в совокупности!», - отмечает ещё одна мама, Ирина Камалиева.
«Мы с сыном были в первой волне помощи детям с речевой задержкой. Сын бежал бегом на занятия. Прекрасный персонал, знающий своё дело. Нельзя закрывать такие учреждения! Тем более - оно одно на весь город! Три детсада логопедических, которые тоже периодически хотят закрыть. В последнее время очень много детей ЗПР и эта реабилитация для таких детишек обязательна, так как в садах нехватка логопедов, логопедов-дефектологов, психологов, не каждый сад их может себе позволить. А здесь в одном месте есть все специалисты, которые к каждому ребёнку находят свой ключик и, поверьте, дети меняются. Хочу сказать огромное спасибо всему коллективу за их труд!», - написала Анна Полячкова.
«Зачем всё ломать и разгонять педколлектив? Назовите учреждение по-другому, пусть работают. Вот я понимаю, если бы Дом был пустым и простаивал. Но там ведь народ в очередях месяцами стоит, а его закрывают!!! А после закрытия несколько месяцев будут придумывать, что бы такого сделать и как это назвать. А специалисты уйдут! А родители будут мотаться по всему городу, чтобы найти этих специалистов! Не в одном месте, комплексно, получать помощь, а ездить за бешеные для бюджета семьи деньги по городу, выдирая спецов то там, то сям!», - отмечает Оксана Матяш.
Благодаря активной позиции родителей на днях по этой проблеме даже состоялся круглый стол в информационном агентстве «Аврора» при участии депутата Госдумы Михаила Делягина, который с сочувствием и вниманием отнёсся к проблемам особых детей и пообещал сделать всё, что в его силах.
Тема была обозначена вполне конкретно: «О ликвидации специализированных домов ребёнка Московской области».
Рассказать о ситуации приехали представители нескольких специализированных домов ребёнка – из Подольска, Фрязино, Коломны, Видного, Люберец, Орехово-Зуево.
«На сегодняшний день вы достигли следующих результатов: вы подняли некоторый шум, привлекли внимание к этой проблеме. Дома ребёнка включают в себя реабилитационные отделения, которые работают с поражениями центральной нервной системы, здесь оказывают медицинскую и психолого-педагогическую помощь, и вот, власти Московской области сейчас их закрывают. Кого закрывают, кого перепрофилируют. Но, в любом случае, объём помощи детям резко сокращается», - отметил Михаил Делягин.
Он также сообщил о том, что написал запросы губернатору Московской области и в Минздрав.
«Судя по реакции властей Московской области, проблема оказалась хуже, чем я предполагал. Я напишу запрос в Генеральную прокуратуру, а также на имя Мишустина», - заявил Делягин, заодно пообещав "напрячь" Комитет Государственной Думы РФ по здравоохранению.
По словам Михаила Делягина, в частном порядке он получил информацию о том, что вся структура передаётся Минздравом в ведение Министерства социального развития.
«При этом те, кто проворачивает всю эту историю, объяснить смысл этого деяния – не могут. Я не медик, но я понимаю, что Минздрав занимается лечением. Пока дети маленькие, их состояние можно улучшить. Когда человек стал взрослым – у него уже всё стабилизировалось и закрепилось, ему можно только оказывать помощь. Министерство соцзащиты оказывает помощь, а не лечит», - подчеркнул депутат.
«Новые Известия» побеседовали с главным врачом Подольского Дома ребёнка – Марией Геворкевной Сартлян, врачом высшей категории, заслуженным врачом Российской Федерации, которая возглавляет это учреждение уже почти сорок лет.
Кстати, сам Дом ребёнка, основанный в феврале 1942 года, в Подольске называют уникальным, и не только потому что он единственный на весь огромный город, но, главным образом, потому что там работают замечательные специалисты, которые реально помогают детям с ОВЗ.
Почему Дом ребёнка закрывают, зачем закрывают? В ответ на эти вопросы главврач Сартлян разводит руками.
По её словам, главный невролог Подмосковья в курсе ситуации, «знает, что такая беда есть», а родители писали «даже Голиковой», но раз решение принято – значит, принято.
«Думаю, это связано с тем, что мы не выполняем свои прямые – прописанные в документах – обязанности, ведь по уставу мы должны работать с детьми-сиротами. С 2014 года сирот уже было мало, оставшиеся сироты с 1 сентября 2022 года были переведены в Краснополянский дом ребёнка, и мы стали заниматься только детьми, которым нужна реабилитация. Наверное, у государства сейчас нет финансирования на нас…», - рассказала Мария Геворкевна.
«Мы работали хорошо, это правда… Соцзащита предлагает помощь по педагогике, а медицина - это ведь уже не по их части... В соцзащите говорят, конечно, что всё у них есть, но по факту вам родители скажут, что куда бы ни обращались, ничего путного не могли добиться. А у нас же всё собрано в одном месте и в комплексе, в полном объёме, это очень удобно, безусловно. Ни сад, ни школа не способны этого дать, и я родителей хорошо понимаю. У нас и физиоврач есть, и реабилитолог, и ЛФК, и два педиатра, и психологи, и педагоги… Нам детей очень жалко… Куда такого ребёнка? Он в саду и в школе мешает всей группе, всему классу, с ним нужно отдельно работать… Когда нам сообщили о намерении закрыть Дом ребёнка, мы собрали родителей, я им открыто сказала, что мы очень сочувствуем их горю, потому что ребёнок-инвалид – это горе для всей семьи, – но что мы можем сделать?..», - вздыхает Мария Геворкевна.
Из этого разговора стало понятно, что работники Дома ребёнка, безусловно, тоже заложники - точнее, жертвы – обстоятельств. Учреждение закрывают, коллектив, который десятилетиями помогал детям, распускают.
Сотрудники здесь были объединены общими целями, важной миссией, а сейчас будут вынуждены искать работу, кто-где. Официально же «всё соблюдено» – прозвучало приглашение переходить в областную больницу. Правда, добираться туда очень неудобно, но кого волнуют такие мелочи. А кто-то, вероятно, сможет устроиться в готовящийся к открытию Федеральный детский реабилитационный центр, который упоминается выше в ответе Минздрава МО.
Но это что касается медработников, а вот что делать воспитателям? «Конечно, воспитатели смогут устроиться в сады, хотя у нас-то они работали с особенными детками, это отдельное направление. Хорошо бы, чтобы в городе тогда открыли коррекционный сад, где были бы и медики, и педагоги», - говорит Мария Сартлян.
Она также рассказала, что в прошлом году главный врач психоневрологической больницы в Ховрино озвучил предложение создать в Доме ребёнка в Подольске филиал – третий этап реабилитации.
Первый этап – это реанимация, второй – стационар, а третий этап – вот такие дома ребёнка с комплексным подходом к уходу и обучению особенных детей. Появилась надежда, что подольский Дом ребёнка оставят – чтобы сохранить наработанную базу, сохранить коллектив и, в конечном итоге, сохранить сложившийся формат оказания помощи семьям. Но почему-то эту хорошую идею не поддержали.
В федеральный центр, о котором говорят родителям воспитанников Дома ребёнка, все дети не попадут по определению. «Учреждение рассчитано на 200 мест – и это на всю Россию. А у нас область большая…», - отмечает Мария Сартлян. К тому же, родителей крайне удручает перспектива получать нужную помощь, что называется, эпизодически и на базе больницы, где «белые халаты, белые стены», атмосфера совсем не такая, как в уютном Доме ребёнка, где всё продумано с точки зрения психологического комфорта детей.
В общем, подводя некий промежуточный итог этой развивающейся истории, можно сказать, что ситуация, мягко говоря, странная, всё решается откровенно не по-человечески.
Подольский Дом ребёнка пережил Великую Отечественную войну.
Неужели же не переживёт все эти безостановочные «улучшения» в целях «повышения эффективности функционирования механизмов реализации...» в наши дни?