Юлия Сунцова
По российским законам, расходы по изготовлению и установке мемориального сооружения на могиле родственники умерших несут самостоятельно (исключения делают в случаях, когда умерший был пенсионером-инвалидом 1-й или 2-й группы, реабилитированным гражданином, военнослужащим, ветераном ВОВ или боевых действий и т. д.).
Несмотря на то, что за всё платят родственники, абы какое надгробие не поставишь.
Могилы считаются объектами культурного наследия местного значения. Все работы в их пределах — установка памятника, оградок, цветников, цоколя, а также замена надмогильных сооружений и их ремонт — должны быть письменно согласованы с руководством кладбища.
В Москве, к примеру, прежде чем установить даже изготовленный «по всем канонам» памятник, необходимо подать пакет по перечню с 12 наименованиями различных документов и ждать 10 дней.
Ответственный за захоронение обязан предоставить похоронным властям эскиз надгробия с размерами и сведениями, которые будут на него нанесены, и с описанием планируемых работ по его установке.
К «самодеятельности» у кладбищ по умолчанию отношение прохладное. Все заботы с надгробиями настойчиво советуют доверить профессионалам.
На сайте мэра Москвы, к примеру, дается такая инструкция:
«Как установить памятник за свой счет?
Шаг 1. Закажите изготовление мемориального надгробия. В Москве огромное количество мастерских по изготовлению надгробных памятников. Выберите ту, которая устроит вас больше всего. Обычно эти же мастерские предлагают услуги доставки и установки памятника.
Шаг 2. Получите разрешение администрации кладбища на установку памятника. Это может сделать только ответственный за захоронение или его доверенное лицо.
Шаг 3. Организуйте доставку памятника на кладбище.
Шаг 4. Установите памятник. Вы можете сделать это самостоятельно или обратившись к специалистам», — даются инструкции на mos.ru
Собственно, большинство людей, похоронивших своих близких, так и поступают — берут предлагаемые решения «под ключ». Дорого, но зато голова не болит и лишний раз не погружаешься в чувствительную тему.
Но наш герой Алексей Д. из Подмосковья твёрдо вознамерился изготовить мемориальную плиту собственными руками.
Несколько месяцев он тщательно подбирал нужный камень, кропотливо воплощая свою задумку, в которой было немало переменных. Должны были совпасть форма и цвет камня, фактура, которая выдержит гравировку. Далеко не все породы камня для этого годны.
Когда самодельный памятник, наконец, был готов, мужчина нанес визит на кладбище, где покоится его отец.
Алексей предоставил документы по списку.
Представитель администрации кладбища пролистал пальцем ворох документов и справок и решительно заключил: свой надгробный камень — нет!
— По закону, если отсутствуют документы на надгробную плиту, установить ее не разрешат даже при наличии всех документов на захоронение. Требуются еще документы на сам памятник, подтверждающие законность его приобретения и изготовления. При отсутствии бумаг подготовительные работы и монтаж конструкций в месте захоронения запрещается. Нелегализованные памятники и комплектующие к ним могут быть приняты на временное хранение сотрудниками кладбища на возмездной основе, до момента устранения недостатков по комплектности документов, — комментирует председатель Ассоциации Адвокатов России «За права человека» Мария Архипова.
Строгими правилами по установке надгробий администрации кладбищ, по большому счету, страхуют себя. Ответственным лицам необходимо быть уверенными в том, что надгробие не украдено, например, с чужой могилы, не получено незаконно в граверной мастерской, не изготовлено из камня, добытого, например, в ходе незаконной разработки месторождения.
С другой стороны, есть Алексей и десятки или сотни других таких же умельцев по всей стране, которые попросту желают собственными руками сделать «последний подарок» для своего близкого человека. Выбивают своими руками каждую букву эпитафии. Они не мошенники и не воры, никаких злонамерений и корыстных мотивов в их голове нет. Да и как бы там ни было, всё равно остаются роднее всех своим умершим родственникам.
Но искреннее хотение человека упирается в бюрократическую стену.
Алексей чуть не подал иск в суд с требованиями принудить администрацию кладбища выдать разрешение на установку памятника. Однако юристы подсказали ему, что судебные перспективы более чем туманны.
История, к счастью, всё же завершилась со счастливым концом. Алексей позвонил продавцу камня и рассказал ему о свалившейся на него кутерьме.
Тот спустя почти год всё еще хорошо помнил своего заказчика и выдал ему все необходимые расписки, подтверждающие куплю-продажу камня, а также законность его добычи.
Продавец камня даже отправился с заказчиком на кладбище. На пару с ремесленником-каменотесом они уговаривали непреклонную администрацию кладбища. В конце концов, кладбищенские начальники сдались и подписали разрешение на установку самодельного памятника.
Надгробие будет установлено на могиле 4 апреля. Горячее желание и взаимовыручка сумели подстроить под себя строгий регламент…
КСТАТИ
Есть на свете люди, которые ставят себе могильные памятники при жизни. Кто-то из них хочет избавить родственников от гробовых хлопот. Другие — одинокие и бездетные, действуют из реалистичных побуждений: хоронить-то будет некому. Третьи — просто не могут никому доверить выбор фотографии и эпитафии.
Надгробия с открытой датой смерти часто заказывают себе знаменитости.
Актер Леонид Куравлев после смерти супруги выгравировал на гранитной плите, установленной на Троекуровском кладбище, и свое имя.
Долгое время на Новодевичьем кладбище стоял памятник с открытой датой смерти на будущей могиле актрисы Маргариты Юрьевой. Когда в 2018 году она умерла в возрасте 93 лет, родные просто дописали дату ее ухода. Артист Константин Градополов и пианист Алексей Скавронский также позаботились о своей могиле заранее.
Практически все, кто устанавливают себе надгробия при жизни, думают о расходах, которые лягут на плечи семьи. А так, мол, нужно будет потратиться лишь на то, чтобы догравировать дату смерти.
Однако, это совсем не так. Почти всегда похоронить человека в могилу, над которой уже стоит памятник, обходится даже хлопотнее и дороже.
Стоимость таких работ в три-четыре раза выше, чем если монтировать надгробие на пустое место, объясняет член комиссии по профессиональной квалификации в сфере похоронного дела Антон Авдеев: «За время моей профессиональной деятельности я запомнил несколько случаев, когда люди ставили себе памятники при жизни. И это только осложняло жизнь родственникам»…