Иван Зубов
«Новые Известия» посвятили множество материалов россиянам, которые были вынуждены эмигрировать из своей страны после начала СВО по разным причинам, кто-то из несогласия с политикой своего государства, кто-то из нежелания попасть в армию. Разумеется, уехали далеко не все несогласные, и даже не большинство. Многие остались, и тоже по самым разным, но одинаково серьезным причинам. И оставшееся искренне не понимают, почему уехавшие обвиняют их в этом решении? Вот, к примеру, что пишет в своем блоге Лилия Е.:
«По поводу отъезда - не отъезда.
Каждый рождённый на земле имеет право на свободу выбора. Я против обвинений миллионов человек в чём бы то ни было.
Уехать/либо остаться - индивидуальное решение.
То, что одному норм, для другого срабатывает на уничтожение личности и идентичности. Человек, решившийся на эмиграцию, может потерять и не найти себя. Согласно кейсу «ошибка выжившего» - факты о тех, у кого всё сложилось, становятся известны, в отличие от тех, кто утонул.
Мой выбор оставаться в России. Он продиктован многими причинами. Во-первых, мне здесь хорошо. Моя страна остаётся моей. Я её часть вне зависимости от того, кто был правителем в 1977 году, когда я родилась, и кто сейчас.
Я своей неповторимой и уникальной жизнью привношу созидательный вклад. И это для меня самой важнее, чем то, что в среде моего обитания есть те, кто заточен разрушать.
За свои 45 лет я пережила огромное количество разнонаправленных трендов. Да. Сейчас такой - подавляюще-репрессивный. Но и он обязательно сменится.
Я очень много времени провожу с родителями в селе Курской области. Моему папе 83 года. Сахарный диабет. У него гангрена началась. Но я нашла возможности и специалистов, которые спасли ему ногу. Ему поменяли полностью артерию, восстановили кровоток в ноге и два шунта на сонных артериях. Мой папа киборг. И жив благодаря моему уходу. И маму вытащила с 4 стадии рака. Курс химии и три операции. Стомирование. Потом закрыли стому. Она в ремиссии 4-й год. Ну да. Я им скажу: «Адьос. Хочу дышать воздухом свободы!», и уеду из страны, чтоб ни одной моей копеечки режиму?
Живя в России, я работала в основном в международных корпорациях. С немецким капиталом, с финнами. Последнее место работы было настолько «мультикапитальным», что я вообще не знаю, какому уголку планеты по факту этот бизнес принадлежал.
Большие деньги перекатываются по миру посредством мультикорпораций. Ресурсы забирают в Бангладеше, в угольных шахтах Казахстана, в Альметьевске и Триполи…
Рабочим, вдыхающим радоновую взвесь, вбивающим сваи под палящим солнцем и добывающим металлы на 40-градусном морозе, достаются крошки.
Где оседают заработанные капиталы?
Рабочим - на тарелку супа. Остальное - в швейцарский, кипрский и австрийский банк?..
Последним местом моей работы, где использовался плохо оплачиваемый труд, была компания, зарегистрированная в Нидерландах, например. Прекрасный развитый мир демократий. Мечта.
Но если копнуть глубже, то за чей счет банкет?
В глобальном мире, наверное, невозможно жить и не обмазать себя потом и кровью тех, кого эксплуатировали. Невинная любовь к шоколаду и тыквенный латте по утрам. Кто задумывается о «чистоте» этих продуктов? А ведь шоколадки с кофе - это тоже рабский труд и колоссальные объемы вырубленных тропических лесов. И даже самое ярчайшее белое пальто по факту заляпано этими кофейными и шоколадными брызгами.
Ну и зачем тогда с чувством собственного превосходства залезать на тумбу?»
Этот пост нашел понимание у читателей, подавляющее большинство которых согласились с автором:
- И я не уеду. Хотя у меня и нет пожилых нездоровых родителей. Но есть любимый дом в любимой Малаховке и любимые животные. Есть любовь к Москве несмотря ни на что. Есть любовь к российским друзьям, к русскому языку, русскому театру. Кстати, как и вы я всю жизнь работала в американских, французских и немецких корпорациях. И тоже имею свое мнение о том, как делаются деньги, и кто владеет ими.
- Абсолютно согласна! И ещё добавлю: даже если человек не имеет никаких обременений, уехать сложно. Нужны деньги, здоровье, востребованная профессия, право на проживание в другой стране. Разве это есть у всех? Нет, конечно. От диванных прокуроров давно тошнит.
- Солидарна с вашей позицией по отъезду-неотъезду. Каждый решает сам; и кричать «бегите из Мордора скорее», и шеймить уехавших одинаково неуместно. По возрасту вы мне в дочери годитесь, но думаю, даже если бы я была на четверть века моложе, то всё равно бы не уехала. Хотя остающиеся вменяемые люди понимают, в какой точке находится сейчас страна и общество, они - то есть такие, как вы и я - решают продолжать жить здесь. Надеюсь, ещё пригодимся своей заплутавшей стране.