Posted 27 марта 2023,, 12:48

Published 27 марта 2023,, 12:48

Modified 27 марта 2023,, 12:51

Updated 27 марта 2023,, 12:51

Коллапс в анклаве. Почему калининградским перевозчикам грозит банкротство

Коллапс в анклаве. Почему калининградским перевозчикам грозит банкротство

27 марта 2023, 12:48
Фото: 1MI
Транспортные предприятия из Калининградской области рассказали о проблемах с доставкой грузов в регион и на «большую землю». Мощности паромов не хватает, места раскуплены на недели вперед. Кроме того, возникают сложности с таможней, которая требует двойного оформления.
Сюжет
Санкции

О ситуации заявила ассоциация международных автомобильных перевозчиков, которая направила письмо помощнику президента Игорю Левитину. Все началось с введения санкции и запрета на транзит через территорию Литвы подсанкционных грузов. Направлять эти грузы пришлось через паромную переправу до порта Усть-Луга в Ленинградской области, но с потоком фур она не справляется.

«В рамках принятых в 2022 году Евросоюзом санкций был введен запрет на осуществление международных перевозок в страны ЕС для всех российских автотранспортных компаний. Для предприятий автотранспорта Калининградской области ситуация еще более усугубилась в связи с введением Литовской Республикой при поддержке Евросоюза ограничения на доставку санкционных товаров автомобильным транспортом с основной территории Российской Федерации транзитом через территорию Литвы в Калининградскую область, - говорится в документе, - с учетом поэтапного расширения перечня товаров, запрещенных для транзита автотранспортом через Литву, объем перевозок в направлении с Калининградской областью к настоящему времени сократился на 85 - 90 %. Подобная ситуация для предприятий привела к резкому падению их доходов - в среднем до 7 - 10 раз - или к полной остановке деятельности».

В России уже есть опыт снабжения по воде изолированных регионов. Так несколько лет до ввода в строй крымского моста, сообщение с полуостровом осуществлялось с помощью паромной переправы. Движение этих судов возобновили и после атаки на мост, в результате которого обрушился автомобильный пролет. Но в случае с Крымом ситуация была несколько проще. Расстояние от Тамани до Кречи преодолевается за несколько минут. А вот до Калининградской области из Ленобласти идти почти двое суток. Но главная проблема – острая нехватка паромов. Места на них распределяются непрозрачно и бронирование больше похоже на лотерею.

«Провозные возможности действующих паромных линий являются явно недостаточными, что приводит к огромным очередям в ожидании парома. Средний срок ожидания перевозки автотранспортных средств на пароме составляет до 3 месяцев, что является абсолютно неприемлемым для работы предприятий автотранспорта. В настоящее время на паром сообщением Балтийск - Усть-Луга свободных мест уже нет на все ближайшие рейсы в период с марта по 1 июля 2023 года и осуществление бронирования на данную паромную линию прекращено, - сообщили перевозчики, - отсутствие понятного и прозрачного порядка при бронировании мест на паромных линиях вызывает у автоперевозчиков множество вопросов и приводит к злоупотреблениям со стороны операторов паромных линий, а также экспедиторских компаний».

Очередь на паром уже начали продавать, причем стоимость доходи до 100 тысяч рублей в сутки. Как сообщается на сайте компании Imex-service, которая занимается перевозками, на маршруте Усть-Луга – Балтийск работают паромы «АМБАЛ», «БАЛТИЙСК», «Маршал РОКОССОВСКИЙ» и «Генерал Черняховский». Однако, в расписании указаны только три судна. В официальной группе компании в соцсти «Вконтакте» периодически публикуются объявление, о том, что открывается бронирование мест на паромах, но на это отводится только три часа. Судя по всему, все места успевают разобрать в этот короткий отрезок.

Кроме бутылочного горлышка в виде паромной переправы, есть и другая проблема. Тем перевозчикам, кому удается выбраться за пределы Калиниградской области приходится сталкиваться с особенностями российского таможенного законодательства. В парке перевозчиков  много машин, которые были ввезены в РФ в рамках особой экономической зоны в Калининградской области. Пошлин за них не платили, но на территории других регионов страны такие машины оказываются вне закона.

«При помещении транспортных средств, находившихся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, необходимо уплатить таможенные пошлины, налоги, а также утилизационный сбор. Общая сумма указанных платежей существенно превышает текущую рыночную стоимость самих автотранспортных средств, что делает для них смену таможенной процедуры экономически невыгодной, - говорится в письме перевозчиков, - негативная ситуация, в которой оказались автотранспортные компании Калининградской области, вызвана исключительно геополитическими событиями, и не могла быть ими заранее спрогнозирована».

Перевозчики просят власти добавить как минимум два парома для большегрузов, сделать процедуру бронирования прозрачной, а так же предусмотреть квоты для компаний. Кроме того, на время действия санкций, разрешить свободную эксплуатацию машин, растаможенных в рамках особой экономической зоны.

 

Что говорят власти?

 

В правительстве Калининградской области на момент публикации не ответили на запрос «Новых известий». Но ранее глава региона Антон Алиханов объяснил заторы тем, что паром занимают грузами, которые можно перевезти по земле в рамках квот, согласованных с Литвой.

«Мы видим, что очень большое количество грузов, которое есть в квотах по наземной перевозке, занимают места на паромах. И сейчас ведем работу с тем, чтобы переместить эти грузы всё-таки на железную дорогу и освободить тем самым провозные мощности на судах. Речь о цементе, нефтепродуктах и целом ряде других объемных грузов, которые можно переориентировать на железнодорожное сообщение, — сказал журналистам Алиханов, - то ли перестраховываются, то ли что — я не знаю. С цементом, с нефтепродуктами точно будем их переориентировать на железную дорогу, потому что год, по сути, только начался, еще все вот эти квоты, незаконные, литовские, не выбраны. Поэтому сначала выберем всю наземную квоту „жэдэшную“, а потом уже будем переходить на море».

Кроме того, региональные власти обращались к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой решить вопрос с растаможкой автомобилей в пользу перевозчиков. Так же регион готов компенсировать затраты на транспортный налог, но для этого нужно подтвердить, что предприятие готово работать до конца года и не сокращать персонал.

"