Posted 25 марта 2023,, 06:53

Published 25 марта 2023,, 06:53

Modified 21 мая 2023,, 11:16

Updated 21 мая 2023,, 11:16

«Не трогайте лес». Жители Селятино оспаривают строительство магистрали в суде

«Не трогайте лес». Жители Селятино оспаривают строительство магистрали в суде

25 марта 2023, 06:53
Борьба за сохранение Селятинского леса длится больше десятилетия. Десятки гектаров федеральных угодий приглянулись хабу АО «Славтранс-Сервис». Логистическое предприятие с одобрения местных властей планирует рубить двухполосное шоссе к своим складам сквозь лес. Жители отвечают коллективным иском.

Юлия Сунцова

Ранее хаб уже вырубил 50 гектаров леса под свои промышленные объекты и вместе с чиновниками клялся: на этом всё. О захвате новых земель жители поселка Селятино узнали, можно сказать, случайно.

В январском спецвыпуске «Вестника Москвы» (учредитель – Департамент СМИ и рекламы города Москвы) была опубликована схема реконструкции Киевского шоссе, которая не оставляла сомнений: примыкать дорога к объектам «Славтранс-Сервиса» будет всё-таки через лес.

Против проекта решительно против выступили тысячи жителей Селятино (Наро-Фоминский район Московской области).

- Когда-то поселок был местом, благоприятным для жизни. Риелторы рекламировали его клиентам как «зеленую жемчужину Подмосковья». Последние десять лет мы вынуждены постоянно обороняться от застройщиков и промышленников, навязывающих жителям тихого уголка «прогресс», - рассказывает Леонид Бахревский.  

С трех сторон Селятино окружено транспортными магистралями: Киевским шоссе, ЦКАДом и железной дорогой. Кроме того, в черте самого поселка и вокруг него множество промзон и таможенных терминалов.

Все последние годы нарастает проблема с фурами, которые приезжают на таможенный пункт. Уже сегодня поток большегрузов достигает 600-1000 в день. Грузовики курсируют по улицам и кварталам Селятино, даже там, где движение для них запрещено.

Больше всего грузового транспорта идет к объектам агрохаба «Славтранс-Сервис», немалая часть - к таможенным терминалам. Зачастую в ожидании погрузки или выгрузки они паркуются, где придется, часами стоят с заведенными двигателями, а водители выбрасывают мусор и справляют естественные нужды прямо под окнами домов, рассказывают жители.

Новый хаб, по словам представителей самого предприятия, может увеличить ежесуточный поток до 4000 тяжелых грузовиков.

Еще в 2017 году Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района обнаружил превышение предельно допустимой концентрации диоксида азота и диоксида серы вдоль основных улиц и автодорог Селятино.

Автотрасса шириною 100 метров посреди реликтового леса катастрофически скажется на экологии всей местности.

Жители Селятино не против самой дороги, но они упорно отстаивают альтернативный вариант.

Все проблемы раз и навсегда решило бы строительство объездной дороги через промзону и вдоль железнодорожной линии. Она избавила бы кварталы поселка от грузового транспорта и сохранила бы лес.

Собственно, именно за объездную дорогу все эти годы высказывались и местные власти и иных проектов «Славтранс-Сервису» не согласовывали.

«Вариации с лесом» обнаружились относительно недавно, и они противоречат Генплану - автомобильная магистраль не может проходить по лесным угодьям. Для  реализации такого проекта, как минимум, должна смениться категория пользования этих земель. Но о таких подвижках жителям Селятино ничего не известно.

Как же «Славтранс-Сервис» пролоббировал другой проект? Еще в январе 2020 года на встрече с общественниками и экологическими активистами глава округа Роман Шамнэ заверял, что автомобильную магистраль будут строить вдоль железной дороги, а не через лес. Он даже поручил начать предпроектную подготовку. Спустя какое-то время администрация будет демонстрировать общественности эскиз на топооснове. Но дальше этого, как потом выяснится, не пойдет. К проектированию объездной дороги не приступали, хотя обещания такие раздавались вплоть до 2021 года.

В этот год, по-видимому, и случился перелом.

Далее на запросы жителей администрация отвечает, как под копирку. Предложенную схему размещения объездной автодороги якобы не одобрили филиал ОАО «РЖД» и ГКУ «Российские Автомобильные дороги». Изъять, выкупить промышленную зону, чтобы спокойно строить там дорогу, муниципалитет не может «по финансовым и юридическим причинам».

Странно слышать, конечно, что на единственную рекреационную зону в поселке муниципалитет не может найти деньги. Допустим, местный бюджет действительно настолько скуден. Но ведь АО «Славтранссервис» получает субсидии, как раз на погашение издержек от вредного производства. Очевидно, их и нужно направлять на обустройство инфраструктуры.

В качестве подачки АО «Славтранс-Сервис» готово благоустроить примыкающий к их территории лесопарк, либо благоустроить какую-нибудь иную зону отдыха в поселке Селятино.

К таким компромиссам жители Селятино не готовы. А можно так обустроить лес, чтобы вообще и пальцем к нему больше не прикоснуться, - злятся они.

В марте в Московский областной районный суд подан коллективный иск, оспаривающий утверждение новой транспортной схемы. Селятинцы требуют вернуться к рассмотрению единственно разумного варианта -  прокладка объездной дороги через промзону.

- Под угрозой не только лес, вообще вся жизнь поселка. Торговля – дело нужное и хорошее. Агрохаб сегодня планирует участвовать в торговле с КНР. Что ж, это важно. Однако есть такое понятие: ответственное предпринимательство. Но если коммерция, просто ради экономии собственных средств, начинает подминать элементарные права людей, лишать их благоприятной обстановки, это уже называется по-другому, - рассуждают жители.

Самое невероятное, что объективно все технические и юридические возможности для прокладки объездной дороги через промзону имеются.

Как выяснилось позже, муниципалитет для галочки подавал в ОАО «РЖД» неполный пакет документов и не донёс необходимое по перечню, хотя имел на руках ответ от компании: «строительство в полосе отвода принципиально возможно».

Объездной путь даже не удлиняет время в пути и километраж для фур предприятий. Очевидно, в лес вцепились попросту для того, чтобы захватить там новые земли под свои объекты.

Захват земель лесного фонда – больной вопрос для всего Подмосковья. Однако в Селятино пошли еще дальше – поставили под угрозу не только здоровье, но и буквально жизни людей. Тысячи фур в жилых кварталах ежедневно. Большие трагедии – лишь дело времени, уверены селятинцы.   

- В начале марта школьник младших классов переходил улицу, направляясь к 1-ой школе. Переходил дорогу в положенном месте, но его ударила фура. Водитель, конечно, не был злоумышленником, он просто с высоты своей кабины не заметил мальчика, и только отчаянные сигналы и крики водителя другой машины заставили его тормозить. Мальчик отделался испугом…, - рассказывает Леонид Бахревский.

По новому проекту, поселковая улица Спортивная становится оживлённой трассой не только для фур, но и для транзитных машин с Киевского шоссе и для транспорта самих селятинцев. По обе стороны этой улицы находятся детские сады и школы. Обычное передвижение по улицам Селятино становится рискованным мероприятием. И это явный знак для чиновников и устроителей, чтоб задуматься. А не выйдет ли боком такая псевдоэкономия?

"