Posted 25 марта 06:53

Published 25 марта 06:53

Modified 21 мая 11:16

Updated 21 мая 11:16

Изображение материала

«Не трогайте лес». Жители Селятино оспаривают строительство магистрали в суде

25 марта 2023, 06:53
Борьба за сохранение Селятинского леса длится больше десятилетия. Десятки гектаров федеральных угодий приглянулись хабу АО «Славтранс-Сервис». Логистическое предприятие с одобрения местных властей планирует рубить двухполосное шоссе к своим складам сквозь лес. Жители отвечают коллективным иском.

Юлия Сунцова

Ранее хаб уже вырубил 50 гектаров леса под свои промышленные объекты и вместе с чиновниками клялся: на этом всё. О захвате новых земель жители поселка Селятино узнали, можно сказать, случайно.

В январском спецвыпуске «Вестника Москвы» (учредитель – Департамент СМИ и рекламы города Москвы) была опубликована схема реконструкции Киевского шоссе, которая не оставляла сомнений: примыкать дорога к объектам «Славтранс-Сервиса» будет всё-таки через лес.

Против проекта решительно против выступили тысячи жителей Селятино (Наро-Фоминский район Московской области).

- Когда-то поселок был местом, благоприятным для жизни. Риелторы рекламировали его клиентам как «зеленую жемчужину Подмосковья». Последние десять лет мы вынуждены постоянно обороняться от застройщиков и промышленников, навязывающих жителям тихого уголка «прогресс», - рассказывает Леонид Бахревский.  

С трех сторон Селятино окружено транспортными магистралями: Киевским шоссе, ЦКАДом и железной дорогой. Кроме того, в черте самого поселка и вокруг него множество промзон и таможенных терминалов.

Все последние годы нарастает проблема с фурами, которые приезжают на таможенный пункт. Уже сегодня поток большегрузов достигает 600-1000 в день. Грузовики курсируют по улицам и кварталам Селятино, даже там, где движение для них запрещено.

Больше всего грузового транспорта идет к объектам агрохаба «Славтранс-Сервис», немалая часть - к таможенным терминалам. Зачастую в ожидании погрузки или выгрузки они паркуются, где придется, часами стоят с заведенными двигателями, а водители выбрасывают мусор и справляют естественные нужды прямо под окнами домов, рассказывают жители.

Новый хаб, по словам представителей самого предприятия, может увеличить ежесуточный поток до 4000 тяжелых грузовиков.

Администрация согласовала дорогу для тысяч фур ежесуточно через лес Администрация согласовала дорогу для тысяч фур ежесуточно через лес
Администрация согласовала дорогу для тысяч фур ежесуточно через лес

Еще в 2017 году Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района обнаружил превышение предельно допустимой концентрации диоксида азота и диоксида серы вдоль основных улиц и автодорог Селятино.

Автотрасса шириною 100 метров посреди реликтового леса катастрофически скажется на экологии всей местности.

Жители Селятино не против самой дороги, но они упорно отстаивают альтернативный вариант.

Все проблемы раз и навсегда решило бы строительство объездной дороги через промзону и вдоль железнодорожной линии. Она избавила бы кварталы поселка от грузового транспорта и сохранила бы лес.

Собственно, именно за объездную дорогу все эти годы высказывались и местные власти и иных проектов «Славтранс-Сервису» не согласовывали.

«Вариации с лесом» обнаружились относительно недавно, и они противоречат Генплану - автомобильная магистраль не может проходить по лесным угодьям. Для  реализации такого проекта, как минимум, должна смениться категория пользования этих земель. Но о таких подвижках жителям Селятино ничего не известно.

Как же «Славтранс-Сервис» пролоббировал другой проект? Еще в январе 2020 года на встрече с общественниками и экологическими активистами глава округа Роман Шамнэ заверял, что автомобильную магистраль будут строить вдоль железной дороги, а не через лес. Он даже поручил начать предпроектную подготовку. Спустя какое-то время администрация будет демонстрировать общественности эскиз на топооснове. Но дальше этого, как потом выяснится, не пойдет. К проектированию объездной дороги не приступали, хотя обещания такие раздавались вплоть до 2021 года.

В этот год, по-видимому, и случился перелом.

Глава Наро-Фоминского городского округа санкционирует изменение границ лесных земель в пользу строительства проездаГлава Наро-Фоминского городского округа санкционирует изменение границ лесных земель в пользу строительства проезда
Глава Наро-Фоминского городского округа санкционирует изменение границ лесных земель в пользу строительства проезда

Далее на запросы жителей администрация отвечает, как под копирку. Предложенную схему размещения объездной автодороги якобы не одобрили филиал ОАО «РЖД» и ГКУ «Российские Автомобильные дороги». Изъять, выкупить промышленную зону, чтобы спокойно строить там дорогу, муниципалитет не может «по финансовым и юридическим причинам».

Странно слышать, конечно, что на единственную рекреационную зону в поселке муниципалитет не может найти деньги. Допустим, местный бюджет действительно настолько скуден. Но ведь АО «Славтранссервис» получает субсидии, как раз на погашение издержек от вредного производства. Очевидно, их и нужно направлять на обустройство инфраструктуры.

В качестве подачки АО «Славтранс-Сервис» готово благоустроить примыкающий к их территории лесопарк, либо благоустроить какую-нибудь иную зону отдыха в поселке Селятино.

К таким компромиссам жители Селятино не готовы. А можно так обустроить лес, чтобы вообще и пальцем к нему больше не прикоснуться, - злятся они.

В марте в Московский областной районный суд подан коллективный иск, оспаривающий утверждение новой транспортной схемы. Селятинцы требуют вернуться к рассмотрению единственно разумного варианта -  прокладка объездной дороги через промзону.

- Под угрозой не только лес, вообще вся жизнь поселка. Торговля – дело нужное и хорошее. Агрохаб сегодня планирует участвовать в торговле с КНР. Что ж, это важно. Однако есть такое понятие: ответственное предпринимательство. Но если коммерция, просто ради экономии собственных средств, начинает подминать элементарные права людей, лишать их благоприятной обстановки, это уже называется по-другому, - рассуждают жители.

Самое невероятное, что объективно все технические и юридические возможности для прокладки объездной дороги через промзону имеются.

Как выяснилось позже, муниципалитет для галочки подавал в ОАО «РЖД» неполный пакет документов и не донёс необходимое по перечню, хотя имел на руках ответ от компании: «строительство в полосе отвода принципиально возможно».

Объездной путь даже не удлиняет время в пути и километраж для фур предприятий. Очевидно, в лес вцепились попросту для того, чтобы захватить там новые земли под свои объекты.

Та самая дорога через лес в проектах чиновниковТа самая дорога через лес в проектах чиновников
Та самая дорога через лес в проектах чиновников

Захват земель лесного фонда – больной вопрос для всего Подмосковья. Однако в Селятино пошли еще дальше – поставили под угрозу не только здоровье, но и буквально жизни людей. Тысячи фур в жилых кварталах ежедневно. Большие трагедии – лишь дело времени, уверены селятинцы.   

- В начале марта школьник младших классов переходил улицу, направляясь к 1-ой школе. Переходил дорогу в положенном месте, но его ударила фура. Водитель, конечно, не был злоумышленником, он просто с высоты своей кабины не заметил мальчика, и только отчаянные сигналы и крики водителя другой машины заставили его тормозить. Мальчик отделался испугом…, - рассказывает Леонид Бахревский.

По новому проекту, поселковая улица Спортивная становится оживлённой трассой не только для фур, но и для транзитных машин с Киевского шоссе и для транспорта самих селятинцев. По обе стороны этой улицы находятся детские сады и школы. Обычное передвижение по улицам Селятино становится рискованным мероприятием. И это явный знак для чиновников и устроителей, чтоб задуматься. А не выйдет ли боком такая псевдоэкономия?