Posted 24 марта 2023, 09:11
Published 24 марта 2023, 09:11
Modified 24 марта 2023, 09:13
Updated 24 марта 2023, 09:13
Иван Зубов
Жительница Франции Екатерина К. занимается образовательным бизнесом, более 10 лет назад, открыв в одной из провинций этой страны сразу три частные школы. И теперь делится в своем блоге довольно печальными наблюдениями:
«Занимаясь образованием много лет, я совсем недавно поняла, что то, что оно во всем мире с каждым годом становится только хуже, это не баг, а фича.
Посудите сами. Расцвет образования в Америке и Европе, включая СССР, наступил после Второй мировой. Мой папа, закончивший школу в послевоенном деревенском Нальчике, знал математику лучше, чем мой сын, который учится во французском аналоге MIT.
И это не случайно. После Второй мировой правительствам казалось, что будущее - за владельцем термояда. И они всеми силами вкладывались в то, чтобы вырастить людей, которые им обеспечат научное и технологическое преимущество. В девяностые гонка вооружений закончилась. И стало понятно, что конкурентные преимущества лежат совсем в других областях. И тогда же стало ясно, что люди, умеющие думать головой - для государства со всех сторон обуза.
Во-первых, хорошее образование - это дорого. Это очень дорого!
А во-вторых, совершенно непонятно, куда девать получившийся продукт. Потому что творческой интеллектуальной работы на всех не хватит. А управлять гораздо удобней стадом, а не обществом умных, самостоятельно думающих людей.
И школьные программы стали ухудшаться и упрощаться стремительно. Во всем мире. В Америке с каждым годом сокращают программы для одарённых детей. Во Франции за десять лет, что мы тут живем, школьную программу сократили и урезали два раза. И так далее. Посмотрите вокруг - отмена настоящего образования вполне себе мировой тренд, который, кстати, вполне чутко поняла и оседлала Грета Тумберг.
Теперь про наш бизнес.
На сегодняшний день у меня есть совершенно уникальный продукт: лучший в мире куррикулум (программа образования, прим.ред) для средней и, видимо, уже старшей школы. Поверьте, остальные не просто хуже - их просто уже практически нет. В разных странах используют различные ошмётки от куррикуломов 18 века, с бесконечным измерением земельных наделов и прочими признаками доминирования агрокультуры, криво сшитые и отполированные сверху политической повесткой. И эти ошмётки под протестующие крики современных живых детей им пытаются впихнуть в голову десятилетиями.
Между тем, у меня есть работающая программа, по которой можно вырастить вполне себе изумительно думающий тростник. И это не пустые слова: наши выпускники успешны в лучших старших школах мира. И что вы думаете - ко мне стоит очередь инвесторов и государственных структур?!
Нет!
Более того, если бы не некоторое количество идиотов-энтузиастов типа нас, которые все еще верят в ценность образования, и поддерживают нас инвестициями, мы бы вообще уже давно закрылись.
Люди с удовольствием вкладывают в оружие и IT, потому что деньги хочется сейчас, а образовательные проекты быстрых денег не приносят. У меня все это вызывает навязчивые ассоциации с монастырями и прочими александрийскими библиотеками. Центров образования всегда было мало. И их всегда с удовольствием жгли. Я, конечно, очень рада за тех детей, которые учатся у нас.
Потому что твёрдо знаю: во всяком случае в работе им точно пригодиться то, чему они сейчас учатся у нас. И я уверена, что осознанные думающие люди не пропадут нигде. Но сказать, что мой бизнес процветает, к сожалению, я не могу. Не жгут - уже хорошо. Надеюсь, что на мой век родителей, понимающих, чем образование отличается от понтов, и зачем оно нужно, хватит. И школы мои не закроются. Но вот про процветание моего бизнеса - нет, не уверена.»
Недостатка в комментариях к этому эмоциональному посту не было. И многие согласились с автором: кризис образования затронул не только развивающиеся, но и развитые страны, и он углубляется с каждым годом.
Одной из причин этого комментаторы назвали – рост уровня жизни и гуманизм… И как ни удивительно это звучит, это похоже на правду. К примеру, Виктория Серж пишет:
«Теперь люди делают детей на 20 лет позже, чем в прошлом веке; количество мутаций увеличивается в геометрической прогрессии. Человечество тупеет и хиреет. Тренд понятен, но есть надежда на искусственный отбор у богатых, которые и будут серьезно отличаться от основной популяции через пять-десять поколений. У богатых со временем будет доступ к образованию и медицине, которого не будет у среднего класса. И уже появился тренд рожать чуть раньше 30, пока обычный человек занят карьерой и ипотекой. Искусственный отбор у хомо сапиенсов перестал работать минимум в начале 20 века. Это, впрочем, следствие гуманизма, так что это неизбежная вещь. Грустно это все.»
Лиза Черкасова опасается того, что проблемы в образовании приведут к тому, что искусственный интеллект вытеснит человечество:
«Все идет к тому, что в будущем неравенство будет базироваться на доступе к знаниям, и меня конечно пугает скорость, с которой человечество обучает машины. Хотя, по правде сказать, за прошедший год "Матрица" перестала казаться антиутопией, вполне оптимистичный расклад. Сомневаюсь, что мы и на такой можем рассчитывать, ценность человечества сильно переоценена.»
Тревожит ближайшее будущее и Тинатин Диас:
«Откуда же они собрались взять учёных, кто будет разрабатывать новые методы лечения, новые лекарства, сейсмоустойчивые дома, разрабатывать программы по преодолению голода и кучу всего ещё, что не может выдумать малограмотный гражданин? Кто будет строить мосты, создавать новые технологии и двигать прогресс? Грета Тунберг? Я уверена, что впереди новые средние века. И что с образованием все хуже и хуже - а будет бесконечно, невообразимо хуже…
А Николай Федоровский напоминает, что этот процесс идет уже давно:
«Про то, что впереди новые средние века нам, аспирантам-математикам, рассказал преподаватель философии науки в МГУ. В середине 90-х дело было. С оговорками про авторефлексию и только про науку, но рассказал. Там, в общем, из статистики все уже видно. А климатологиях просто сделала это очевидным. Позже мне стало понятно, что дело не в науке, а в цивилизации вообще: во всех сферах искусства та же фигня. Все это в точности было в Римской/Греческой цивилизации. Так что, наш Рим, конечно, падёт.
Но ничего: зато технологии не исчезнут. А через пару тысяч лет будет новый расцвет благодаря тому, что мы сможем сохранить…»
Одним из немногих комментаторов, категорически не согласных с таким алармизмом, стала преподаватель Елена Воч:
«Образование просто изменилось по сравнению с довоенным Нальчиком, равно как и мир. Просто это надо понять, принять и эволюционировать, а не считать, что есть один правильный путь.
У меня был несколько лет назад студент, совсем из глубинки (буквально 50 домов деревня). Чудесный, умница, самостоятельный и т.д. Выяснилось, что он никогда не слышал классической музыки. Кто-то ему отдал лишний билет на симфонический концерт, он совершенно офигел и с тех пор стал полным фанатом... К чему я это говорю - не надо считать, что, если ребёнку что-то не вбили в голову к возрасту 10 лет, он останется дебилом и будет колоться наркотиками в канаве. Это не так. Т.е. у меня конечно нет уверенности, но пока я не вижу приближающейся катастрофы.
Удивительная комбинация самоуверенности, полного непонимания современного мира, и поэтому, присыпанного конспирацией - потерянное поколение современных российских иммигрантов, шокированных тем, что они живя представлениями 1950-х, оказались в мире 2020-х который существует в другом ритме, спектре ценностей и т.д. Я понимаю, что трудно адаптироваться, поэтому все представляется заговором и т.д.
Вы считаете, что в ваш бизнес не вкладывают деньги, потому что все дураки? Нет, не поэтому. Все частные школы говорят, что они лучшие и что у их выпускников - светлое будущее, и чаще всего это именно так по целому ряду причин. Но только полные психи утверждают, что мир катится в пропасть, где внизу их ожидает Грета и прочие злодеи. Такие школы есть, но их очень мало и туда попадают дети из соответствующих семей (в основном религиозные фанатики). Кроме того, возвышать себя за счёт других (которые дураки и ничего не понимают в образовании) это... как бы вам сказать...
Из того что я видела, вам удаётся нанять хороших учителей, и если вам вместо островка советскости (в отношении к образованию) удастся создать что-то более современное/жизненное, может быть и инвесторы найдутся. Все ведь хотят видеть своих детей счастливыми и влившимися в окружающий мир, а не ископаемыми.
И ещё - образование не умерло, оно изменилось. Смотрите, и вакцины быстро создают и электромобили, и лекарства, и искусственный интеллект, и живут люди дольше... Так что не отчаивайтесь…»