Posted 16 марта 2023,, 11:24

Published 16 марта 2023,, 11:24

Modified 16 марта 2023,, 11:44

Updated 16 марта 2023,, 11:44

Эверест хранит «микробные следы» чихающих альпинистов

16 марта 2023, 11:24
Фото: outsideonline.com
Даже микробы, предпочитающие тепло и сырость, например стафилококк и стрептококк, показали себя способными выживать в очень холодном и сухом климате высочайшей вершины мира.

Каждый год к подножью высочайшей вершины мира прибывают сотни альпинистов, получивших допуск на восхождение. Возвращаясь обратно, они оставляют там множество своих «микробных следов», причем самые живучие микробы успешно выживают, несмотря на экстремальность условия. Это продемонстрировало исследование ученых из Университета Колорадо в Боулдере, опубликованное в журнале Arctic, Antarctic and Alpine Research, сообщает ScienceAlert.

Вершина Эверест (Сагарматха по-непальски и Джомолунгма по-тибетски) расположена Гималаях, в хребте Махалангур-Химал, по которому проходит граница Непала и Тибетского автономного района (Китай), на высоте 8849 метров над уровнем моря. Здешние высокогорные условия – одни из самых экстремальных на Земле.

В альпинизме высота выше 8 тысяч метров называется зоной смерти.

Американские микробиологи собрали образцы почвы на перевале Южное седло, который находится на высоте 7906 метров, а затем вырастила в лаборатории бактерии и секвенировала фрагменты генетического материала, чтобы идентифицировать специфические микробы. Это самая большая высота, образцы с которой когда-либо исследовались таким образом.

К своему удивлению, ученые обнаружили многочисленные следы восходителей. «В микробиоме Эвереста, даже на такой высоте, запечатлена человеческая сигнатура, – говорят они. – Если кто-то просто высморкался или кашлянул, это может остаться». Сильное ультрафиолетовое излучение, низкие температуры, недостаток влаги – эти условия способствуют гибели микробов на большой высоте. Однако некоторые из них способны выжить даже в таком враждебном климате, как этот. Среди самых живучих оказались и микробы, живущие в теплых и влажных условиях носа и горла, такие как стафилококк и стрептококк. Образцы были взяты на большой высоте. Есть вероятность, что в лагере, где восходители акклиматизируются перед тем, как идти на вершину, «микробных свидетельств воздействия человека на окружающую среду» гораздо больше.

Известно, что большинство микробов из разряда тем, что переносятся людьми на большие высоты, впадают в спячку или погибают при воздействии столь экстремальных условий. Однако некоторые при наличии воды могут размножаться даже на больших высотах. Может ли вода от тающего льда поддерживать рост микробов, неизвестно. Однако температура воздуха в районе Эвереста повышается примерно на 0,33°C в десятилетие. Глобальное потепление может привести к тому, что находящиеся сейчас в состоянии покоя организмы станут активными в будущем.