Posted 15 марта 2023, 11:05
Published 15 марта 2023, 11:05
Modified 15 марта 2023, 14:28
Updated 15 марта 2023, 14:28
Анна Снежина
Цифровые финансовые активы – новейший и постоянно развивающийся инструмент, опирающийся на все преимущества современных технологий. В экспертной среде полагают, что совсем скоро, при условии доработки нормативной базы, ЦФА составят полноценную конкуренцию традиционным финансовым инструментам. А главное, они способны закрыть накопившиеся «боли» инвесторов, бизнеса и даже неквалифицированных игроков рынка, по крайней мере, внутри страны.
Цифровые финансовые активы существуют в России в легальном поле и относятся к классу финансовых инструментов, конкретно – к цифровым правам.
Закон о цифровых финансовых активах вступил в силу в Российской Федерации с 1 января 2021 года.
Рынок стремительно развивается на наших глазах и на сегодня достиг миллиардных оборотов.
Что отличает цифровые финансовые активы от существующих инструментов? Какую практическую пользу они могут принести эмитентам, банкам, инвесторам и бизнесу? Эти и другие вопросы обсудили во вторник, 14 марта, на круглом столе «Цифровые финансовые активы» – новый инструмент привлечения ликвидности» в Общественной палате России. Экспертами выступили действующие игроки отрасли.
Первой компанией, включенной Центрабанком России в профильный реестр, стала компания «Атомайз» (входит в Группу «Интеррос»). Позже в реестр также вошли Сбербанк, Альфабанк, «Лайтхаус». Первые сделки с ЦФА состоялись в июне-июле 2022 года.
- Рынку менее года, а объем выпусков цифровых финансовых активов уже сейчас, я думаю, под 2 миллиарда совокупно-то наберется. Это вытекает из решений о выпуске на каждой из площадок, которая уже получила лицензию. Наш проект – самый крупный на сегодняшнем рынке ЦФА. Всего в 2022-2023 годах на платформе «Атомайз» состоялось 11 выпусков цифровых финансовых активов на сумму коло 1,1 млрд рублей, - говорит Екатерина Фроловичева, генеральный директор «Атомайз».
В 2022-2023 гг. платформы-операторы цифровых финансовых активов провели серию «пилотов», которые зафиксировали стабильность их работы и готовность к дальнейшему масштабированию. Рынок постепенно наполняется разнообразными продуктами – это и ЦФА на драгметаллы (например, палладий, золото, платину, а также редкие рутений и иридий), и долговые инструменты на базе ЦФА, схожие по механике с факторингом или облигациями. Разработаны типовые смарт-контракты.
- Всё это позволяет нам говорить о том, что рынок ЦФА готов к масштабированию. Уже в текущем году мы можем увидеть кратное увеличение его объемов. К концу 2023 года при поддержке государства и при сохранении интереса инвесторов объем рынка может достигнуть десятков миллиардов рублей. Вкладываясь в новейшее направление, инвесторы получают доступ к новым финансовым инструментам в высокотехнологичной блокчейн-упаковке, - добавляет Екатерина Фроловичева.
Что же послужит основной роста рынка и доверия эмитентов и инвесторов к новоумц продукту? Эксперты сходятся во мнении, что ключевых компонентов два: безопасность и гибкость ЦФА как инструментов.
- С принятием закона о ЦФА россияне, наконец, получают возможность инвестировать в цифровые активы наряду с акциями и облигациями. Преимуществами в сравнении с традиционными инструментами станут - отсутствие происшествий с активами и избежание посредников финансового рынка, - отмечает Максим Трофимов, генеральный директор компании «Цифровые активы».
Говоря о критериях привлекательности ЦФА для клиентов в целом, представители эмитентов останавливаются на ликвидности активов, безопасности сделок и «цифровой репутации».
- Инфраструктура для безопасных сделок с ЦФА создана. Мы можем гарантировать безопасность для физических и юридических лиц при проведении сделок. В начале года заработали моментальные расчеты на базе номинального счета. Иными словами, покупатель получает ЦФА и одновременно с этим его деньги перечисляются продавцу. Аналогичная схема используется в современных маркетплейсах, - отмечает Екатерина Фроловичева.
Чем обеспечена ликвидность ЦФА? ЦФА ― это цифровые права, привязанные в большинстве случаев в реальным активам и товарам: например, драгоценным металлам, драгоценным камням, недвижимости, предметам искусства и т.д., что обеспечивает короткий заход на рынок и выход с него.
Некоторые компании пытаются создать с применением ЦФА аналог товарно-сырьевой биржи и даже конечных прав на продукт компании для всех ее сотрудников.
- Сейчас в связи с ограничениями по импорту развивается национальная внутренняя промышленность. И здесь можно говорить о качественно новых форматах мотивации сотрудников, которые участвуют в развитии отрасли. Речь идёт о цифровых правах на конечный продукт или на акции публичных компаний. Такой подход способствует созданию принципиально новой модели взаимоотношений работодателя и работников, стимулирования труда и повышения лояльности к работодателю за счет получения работником экономической выгоды от участия в получении прибыли от деятельности компаний, - говорит Максим Трофимов.
Кроме ликвидности у ЦФА есть ряд других важных преимуществ перед традиционными инструментами. К таковым относятся:
Наконец, развитие ЦФА в России, безусловно, открывает новые возможности для бизнеса.
Уже сегодня выпустить ЦФА в ряде случаев проще и быстрее, чем традиционные биржевые облигации. А затраты эмитента, при готовом смарт-контракте, могут быть ниже. Директор по ЦФА компании-девелопера АО «Джи-групп» (Татарстан) Алексей Фатхудинов на кругом столе рассказал о своем практическом опыте: 5 дней. Ровно за пять рабочих дней им удалось выпустить ЦФА для своего проекта.
Развитие цифровых инструментов в России упрощает процесс привлечения средств и расширяет доступ к рынкам капитала для компаний различной величины. А в перспективе, ЦФА ― это еще и инструмент для мотивации персонала, отслеживания ESG-параметров продукции и так далее.
Такой относительно новый критерий качества в работе с ЦФА как цифровая репутация сводится к простому пониманию всех игроков рынка простого правила – в современных реалиях финтеха провал даже одной сделки из ста – огромный и часто непоправимый удар по репутации оператора и моментальная, сложно восстановимая потеря доверия клиента, а то и уход его к конкуренту, подмечает Дмитрий Ищенко, заместитель генерального директора Ассоциации «Финтех».
Помимо клиентов высокую планку для эмитентов поднимает и сам рынок.
- В системе координат «Эмитент-Платформа-Инвестор» эмитент выступает гарантом безопасности инвестиций и сохранности данных пользователей. Поэтому учредители эмитента должны обладать высоким уровнем финансовой устойчивости, а также необходимой экспертизой в применении современных информационных технологий для разработки и вывода на рынок цифровых финансовых продуктов. Эмитент должен иметь разработанный им системный подход к использованию цифровых финактивов и параметры ЦФА под определенные программы, например, как в случае компании «Цифровые активы» — разработка параметров токена для мотивационных программ сотрудников, - акцентирует внимание Максим Трофимов.
Отсюда вытекает требование некоего контроля входа — когда рынок ЦФА станет массовой историей, у эмитентов должны быть четко прописанные параметры для подтверждения их надежности.