По статистике, ежегодно в мире происходит в среднем 5500 случаев, когда самолеты сталкиваются с сильной турбулентностью. В этом году уже сообщалось о нескольких происшествиях, в которых были пострадавшие. Так, например, 1 марта несколько пассажиров рейса Lufthansa из Остина, Техас, во Франкфурт были госпитализированы с травмами, полученными из-за турбулентности. Случаи смерти встречаются нечасто, однако 4 марта пассажир бизнес-джета погиб из-за турбулентности во время внутреннего рейса в США. В последние годы эти цифры растут и будут все выше и выше из-за изменений климата, сообщает Business Insider.
Турбулентность представляет собой внезапное изменение движения воздуха, которое влияет на высоту и движение воздушного судна. Это может вызвать как легкие толчки, так и сильную качку, из-за которой пассажиры могут испытать тошноту или получить травму, например, ударившись головой о сиденье или потолок. Основные причины турбулентности коммерческих реактивных самолетов и авиалайнеров – штормы, атмосферное давление и струйные течения.
Обычно пилоты могут предсказать турбулентность, прежде чем самолет попадает в тряску, – благодаря сообщениям других экипажей, показателям радаров и собственному опыту. Это позволяет им заранее включить сигнал о необходимости пристегнуть ремни безопасности. Но порой турбулентность возникает на ровном месте, без всяких видимых причин, – это так называемач турбулентность ясного неба, или, на жаргоне летчиков, «болтанка в ясном небе». Это опаснее, поскольку самолет начинает трясти еще до того, как пилот успеет предупредить пассажиров. Именно этот тип турбулентности встречается все чаще из-за изменений климата.
Турбулентность ясного неба возникает из-за сдвига ветра – внезапного изменения скорости и направления ветра. «Когда ветер дует с запада со скоростью 100 миль в час на высоте 30 000 футов, а также с севера со скоростью всего 30 миль в час на высоте 20 000 футов, самолет, оказавшийся между, может почувствовать себя неспокойно», – объясняет эксперт-метеоролог Стивен Беннетт. Как показывают исследования, с 1979 года явление сдвига ветра выросло на 15%.
Турбулентность ясного небе обычно возникает на высоте, где летают самолеты. Рост выбросов парниковых газов задерживает тепло в тропосфере – нижнем слое атмосферы, и не позволяет ему уйти в следующий слой, стратосферу. В результате тропосфера быстрыми темпами нагревается, а стратосфера охлаждается. Это увеличивает разницу температур между двумя слоями и усиливает струйный поток, который влияет на нестабильность потока ветра и увеличивает турбулентность.
Исследователи прогнозируют, что к 2050 году случаи турбулентности ясного неба удвоятся, причем турбулентность станет более сильной. Чтобы избежать этого, авиакомпании, возможно, будут корректировать маршруты, выбирая более потенциально безопасные траектории полетов. Это приведет к более запутанным маршрутам, удлинению продолжительности рейса и времени ожидания, увеличению расхода топлива и выбросов CO2, а также подорожанию билетов. Впрочем, так же вероятно, что новые технологии облегчат обнаружение турбулентности ясного неба, и полеты со временем станут более комфортными и безопасными. Нужно также помнить о том, что действительно сильная турбулентность, приводящая к серьезным травмам, встречается очень редко. Главное, о чем нужно помнить во время полета, – всегда пристегивайтесь, когда находитесь в кресле, даже если табло «пристегните ремни безопасности» не горит.