Posted 13 марта 2023, 16:03
Published 13 марта 2023, 16:03
Modified 13 марта 2023, 16:05
Updated 13 марта 2023, 16:05
Речь идет о ФЗ№47 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому для ювелирных предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу отменяются специальные льготные режимы налогообложения. В результате этого нововведения только за первый месяц 2023-го закрылось около 10% таких компаний. И это – только начало.
Вся соль ситуации заключается в том, что более чем 90% ювелирных предприятий нашей страны – а это без малого 20 000 компаний – относятся к среднему, малому и микро-бизнесу; численность сотрудников у многих из этих фирм не превышает полутора десятков человек. Однако именно они обеспечивают ассортиментное разнообразие, создают малые партии и единичные коллекции ювелирных изделий, – уникальные, редкие, интересные. Это далеко не сверхприбыльный бизнес: несмотря на то, что работают они с драгоценными металлами и камнями, выручка таких компаний отнюдь не велика. И для того, чтобы они, как и прочие представители малого и среднего бизнеса, могли выживать в условиях далеко не самой простой экономической ситуации в нашей стране, для них были введены специальные режимы налогообложения – «упрощенка» и патент. Однако принятый в прошлом марте закон эти режимы отменяет. Причем, отчего-то, исключительно для ювелиров. Все прочие отрасли продолжают пользоваться льготными режимами как и прежде.
В результате перехода на общие основания налогообложения, ювелирные компании с 1 января этого года должны отдавать государству с каждого рубля по 33 копейки, если речь идет об ИП, или 40 копеек, если мы говорим об ООО. Не с прибыли, необходимо отметить. Не с разницы между закупочной ценой и ценой продажи. С выручки. Без учета расходов, которые несет каждая компания – фонда оплаты труда, арендной платы, транспортных расходов, стоимости расходных материалов и амортизации оборудования. Иными словами, налоговое бремя для малых и средних предприятий ювелирной отрасли выросло в 5-7 раз.
При этом интересно, что пресловутый ФЗ 47 появился на свет в результате довольно странной истории. Его проект составил и предложил на рассмотрение Государственной Думе абсолютно не профильный депутат – Владислав Резник, избранный в Адыгее, – основная сфера интересов которого лежит весьма далеко от ювелирной отрасли. Вызывает массу вопросов и процедура его утверждения – всего за семь календарных дней, без согласования в регионах и антикоррупционной экспертизы. «Видны прямые нарушения при принятия закона и ошибки, допущенные при принятии закона, – говорит Армен Манукян, владелец ювелирной компании «Диамида» и член совета отраслевых объединений. – Ситуация с принятием данного закона странная».
Эти странные обстоятельства, сопровождающие рождение нового нормативного акта, не могли не вызвать к жизни рассуждения о том, что история эта глубоко лоббистская. А ФЗ 47 создан практически по заказу крупных предприятий ювелирной отрасли, которых, разумеется, меньше, чем МСП, для которых ОСНО – не новость, а обыденность, и которые, в конце концов, только выиграют от того, что с рынка исчезнет множество мелких назойливых конкурентов. Называют даже имя главного интересанта, который получит максимальную выгоду – Артем Соколов, владелец бренда Sokolov, активно осваивающего российский ювелирный рынок. Прямых доказательств этому утверждению, разумеется, не существует, но представители отрасли помнят, что в декабре 2021 года на круглом столе в Совете Федерации именно он впервые заговорил об отмене упрощенки для ювелирных производств.
То, что вступивший три месяца назад в силу закон абсолютно «сырой» и нуждается в доработке, как ни странно, понимают решительно все. В июле прошлого года Министерство экономического развития Российской Федерации направило в Минфин России служебную записку о необходимости детальной проработки вопроса отмены специальных налоговых режимов для ювелирной промышленности и предложение отложить вступление ФЗ 47 в силу, как минимум, на два года. Но то ли это предложение не было услышано, то ли документ потерялся в недрах министерского аппарата, – а закон вступил в силу и ныне действует. Представители ювелирных компаний направили в Министерство юстиции письмо с просьбой рассмотреть степень его соответствия Налоговому кодексу РФ и дать оценку процедуре его принятия, но ответа пока так и не получили.
Разумеется, перспективы, которые принятие нового закона открывают перед налоговиками, в изложении депутата Владислава Резника выглядят сказочно. Он утверждает, что отмена специальных режимов принесет в казну до 30 миллиардов рублей налоговых отчислений в год. Однако будет ли так на практике? Дело в том, что ювелирная отрасль в последние годы отнюдь не благоденствует и, в отличие от, к примеру HoReCa, никак не может вернуться к показателям, которые демонстрировала до пандемии Covid19.
На протяжение последних лет шло постепенно снижение производства и сокращение числа малых предприятий отрасли. Постепенно, но не трагичное. Однако перевод субъектов хозяйствования малого и среднего бизнеса на НДС и ОСНО ускорил этот процесс многократно. По данным экспертов «Гильдии ювелиров России», с 10 декабря прошлого года число таких компаний в ювелирной сфере сократилось на 11,1% на 10,9% стало меньше производственников, на 11,6 – предприятий розничной торговли. При этом падение на 8,4% принес один только первый месяц работы отрасли в новых условиях. О намерении же прекратить свою деятельность до конца текущего года говорят более 70% собственников малого бизнеса.
Если это произойдет, – а это произойдет неминуемо и очень скоро, в конце текущего месяца, когда собственники малых предприятий станут подводить итоги первого квартала, – оборот у малых ювелирных предприятий, который на момент принятия закона оценивался в 150 миллиардов рублей, сократившись на 70% будет составлять 15 миллиардов. То есть сборы НДС составят всего 3 миллиарда рублей в год. Учитывая, что при этом без работы окажется от 60 000 до 100 000 человек, примерно половину этой суммы «съедят» пособия по безработицы. Добавим к этому сопутствующие убытки смежных отраслей – охранных предприятий, транспортников, поставщиков оборудования и комплектующих, арендодателей, – и прослезимся.
Здесь необходимо понимать, что перечисленные потери от введения нового закона и вызванного им распада ювелирной отрасли – лишь часть большой и довольно неприглядной картины. С одной стороны, падение численности малых и средних предприятий на этом секторе рынка и, как следствие, значительное сокращение налоговых отчислений в казну будут отчасти скомпенсированы ростом численности МСП в других отраслях, которое сегодня отмечают решительно все аналитики. Но с другой стороны, в России сегодня наблюдается сокращение объема собираемых налогов. Согласно данным Росстата, на 1 января этого года совокупная задолженность отечественных компаний по налогам, сборам, страховым взносам и пеням превысила два с половиной триллиона рублей, причем чуть менее трети этой суммы составляют долги по НДС – 1, 019 триллиона. В результате сверстанный с дефицитом в три триллиона рублей государственный бюджет уже в январе потратил на 1,8 триллиона больше, чем удалось собрать в качестве налоговых поступлений. Насколько в этих условиях своевременно введение ФЗ 47, убивающего пусть и не самую крупную, зато предельно законопослушную отрасль, каждый может оценить сам.
Кстати, вопрос о законопослушности также предельно важен. За последние три десятка лет серьезные случаи нарушения ювелирными компаниями законодательства можно пересчитать по пальцам. Выйдя из тени по завершении смутного перестроечного периода, они легализовали свою деятельность и превратились в надежнейших налогоплательщиков. Однако отмена «упрощенки» и патентного налогообложения эту ситуацию может изменить коренным образом: ювелиры – те, кто останется на рынке, – снова уйдут «в тень». А те, кто официально свою деятельность прекратит, продолжат работать подпольно, частным образом, уклоняясь от налогов в принципе. И вновь правоохранительным органам придется вылавливать хитроумных одиночек, точь-в-точь, как в позднем СССР. Первые признаки того, что ситуация движется именно в этом направлении, можно было наблюдать на выставке JUNWEX, состоявшейся в феврале в Санкт-Петербурге: вопрос о том, что в ближайшем будущем придется торговать «в черную» и обходиться без чеков велись практически на каждом стенде.
Пострадают в результате всего описанного выше и покупатели ювелирных изделий, обычные граждане России, которые вообще не в курсе происходящих перемен. Стремясь выжить на рынке в условиях пяти-семикратного роста налогов, те предприятия, что останутся на плаву, неминуемо повысят цены. Как предполагают эксперты, - не менее, чем в четыре раза. Причем уже сегодня граждане вынуждены покупать ювелирные изделия на 30-40% дороже, а это больше на 2000-3000 рублей за 1 грамм от их прежней цены. Это неминуемо приведет к снижению спроса и, что совершенно логично, дальнейшему упадку ювелирной отрасли.
Нет, нельзя сказать, что государство ничего не делает для того, чтобы ее сохранить. Так, 7 февраля Глава Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил состав Правительственной комиссии по разработке и реализации мер государственной поддержки в сфере добычи, производства и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. Вот только в состав этой комиссии не вошло ни одного ювелира. Большинство ее членов – большие ФСБшные чины и представители министерств. Будем надеяться, что все они – прекрасные люди, желающие Родине только блага. Но вот сколько пройдет времени, пока они, не зная картины происходящего, так сказать, изнутри, догадаются, отчего это вдруг ассортимент ювелирных изделий внезапно сократился, их качество снизилось, а прибыли государства упали, даже думать не хочется. Потому что финал будет, в любом случае, печальным.
Александр Доливо-Хорольский