Юлия Сунцова
После покупки Яндексом Delivery Club в августе 2022 года доля «Яндекс.Еды» на этом рынке, по подсчётам Tinkoff Data, составила 77%. Отрасль монополизируется всё больше, и рядовые сотрудники на себе несут бремя ухудшающейся трудовой обстановки.
Сдельные за заказы ликвидированы. Диаметр доставки увеличен. Число заказов постоянно растет, выработка курьеров и сборщиков увеличивается, а зарплата остается практически неизменной.
Кроме того, агрегаторы постоянно «совершенствуют» драконовскую штрафную систему. Например, в Яндексе за опоздание на 10 минут может быть наложен штраф, вдвое-втрое превышающий дневной заработок сотрудника, при этом текущую смену нужно отрабатывать без оплаты. Штрафы практически невозможно оспорить, поскольку их выписывают работы, а жалобы на несправедливые, по мнению курьеров, взыскания рассматривают боты.
Декабрьские общефедеральные забастовки проходили на фоне начавшегося суда над лидером профсоюза «Курьер» Кириллом Украинцевым. 9 февраля его признали виновным по так называемой дадинской статье (ст. 212.1 УК РФ – неоднократное нарушение правил проведения митингов) и назначил год и четыре месяца отбывания наказания в колонии поселения. Однако, срок на момент вынесения решения был автоматически погашен за счет уже проведенных десяти месяцев в СИЗО, и Кирилл Украинцев был освобожден в зале суда.
С тех пор лидер профсоюза персонально пока что не участвует в публичной деятельности – возможно, дело в какой-либо подписке или наложенных ограничениях на высказывания посредством соцсетей и СМИ.
Рассказать о текущих взаимоотношениях компаний-агрегаторов с курьерами «Новым Известиям» согласились его соратники. Они пожелали сохранить конфиденциальность.
Об условиях труда
- Зарплата не повышается годами. О каких цифрах речь? Если заказ близкий, сразу понятно, что больше 100 рублей за него не заработаешь, а дальний заказ гарантированно займет час, и всё равно упрешься в потолок в 200 рублей. Слоты по районам отлажены плохо, курьера кидает из одного района в другой. Раньше система старалась выстраивать оптимальную логистику, чтобы к концу дня у работника набиралось как можно больше заказов. Сейчас же шансы на бонусы и премии за перевыполненный план стремятся к нулю, а они составляли значительную часть заработка. Расстояния для пеших курьеров зачастую немыслимы, иногда до заказчика нужно добираться 3-4 километра. Отменили и коэффициенты за доставку в плохую погоду. Доплат за габаритные и тяжелые грузы тоже практически отменены. Как итог – работа на износ по 12-14 часов, и этой зарплаты хватает в обрез только на то, чтобы оплатить аренду жилья и транспорта и прокормить семью, - рассказывают в профсоюзе «Курьер».
Вместе с тем, поднимаются рыночные цены на аренду электровелосипедов и самокатов, которыми пользуются многие курьеры.
На складе Wildberries в Казани не так давно установили … плату за оформление на работу – чтобы работник смог получить смены, необходимо внести в кассу 3.000 рублей.
- Очередной метод отъема денег у работников. Некоторые питают иллюзии о некой неудачной полосе, которую нужно пережить, а после этого вернутся прежние высокие зарплаты. Нет, динамика односторонняя, поскольку сами работники не сопротивляются, не выражают свои требования коллективно и согласованно. Исхода может быть два: объединение или обнищание, - подытоживают в профсоюзе «Курьер».
На другом складе Wildberries в Подольске сотрудников заставляли раздеваться до нижнего белья на контрольно-пропускных пунктах, прежде чем допустить к работе. В сети есть видеодоказательства. Так компания якобы борется с внутренним воровством.
Прокуратура провела проверку в Wildberries и постановила: досмотры людей на предприятии незаконны. Генеральному директору ООО «Вайлдберриз» и директору охранной организации выдали предписания об устранении нарушений. Несмотря на это унизительную процедуру продолжили проводить. Компания могла бы закупить системы «антикражи», основанные на современных технологиях, но предпочла то, что предпочла.
- «НИ»: В целом сегодня насколько активно доставщики борются за улучшения условий труда?
- Есть много способов борьбы. Вопрос лишь в том, коллективные это действия или нет. Работники в России могут бороться как сообща и открыто, так и порознь - индивидуально. Последнее практически всегда бесполезно и часто приводит к тихому саботажу: сливу данных, кражам, махинациям. Если человек видит, что начальство его не слышит, он пойдет на отчаянные меры. Многие предпочитают просто сменить работу, и это тоже форма сопротивления, голосование ногами, почему нет? Другое дело, что на новом месте ситуация оказывается похожая. Проблема не локальная, от нее так просто не сбежишь.
- «НИ»: Были ли какие-то глобальные переговоры профсоюза с руководством компаний и (или) чиновниками, представителями законодательной власти?
- Все переговоры пока что, к сожалению, заканчивались показами слайдов и благими пожеланиями с той стороны. Пожелания к делу не пришьешь. Наша главная цель – перевод курьеров с «платформенной занятости» на трудовой договор. Тем не менее, игнорировать нас они не могут. Только чиновники и депутаты - это явно не союзники. Хотя кое-кто из них проблему четко понимают и пытаются решать. Но бывают и такие «переговорщики», которым зарплату платят за то, чтобы они нашу деятельность и деятельность таких, как мы, пресекали. Зато солидарные люди находятся порой оттуда, откуда вообще не ждешь.
Главная гордость IT-гигантов – это их платформы, которые они, казалось бы, готовы совершенствовать неустанно, днями и ночами без перерывов. Однако сегодня курьеры, говоря о неполадках и сбоях в приложении, выносят это в проблему №1.
Ошибки, зависания не просто создают неудобства на работе, они прямо отражаются на доходе.
– У кого-то не получается принять заказ, у кого-то некорректно засчитывается отработанное время. Часто приложение выставляет совершенно невыполнимые таймеры. Принудительные мультизаказы. Многие сталкивались с необоснованными вычетами или блокировкой аккаунта, которую невозможно оспорить.
Недавний массовый сбой в системе Яндекса обернулся множеством жалоб работников. Курьерам сначала пришли отчеты об отличном качестве доставок, но через два дня оценки были пересмотрены, и те же самые заказы по качеству исполнения были занесены в категорию плохих.
- По-настоящему хорошо система контроля качества не работала никогда. Хотя бы из-за ее непрозрачности. Алгоритм работает с крайне небольшим числом переменных, в связи с чем его нельзя назвать объективным. Во-вторых, то, как алгоритм обращается с этими данными, вызывает много вопросов. За небольшие опоздания грозит только штраф, а вот за «слишком долгое ожидание у клиента» могут и заблокировать на несколько дней. Иногда «минус сердечко» прилетает за инцидент, который уже был урегулирован с поддержкой, и приходится заходить на второй круг долгих выматывающих переписок. Иногда два сердечка могут отнять за один и тот же эпизод, - рассказывает курьер Яндекса.
Что это? Сознательная экономия на айтишниках или халтурная работа – сказать сложно, но последствия наступают: за недоработки вышестоящих коллег платит из своего кармана рядовой работник, - рассказывают в профсоюзе «Курьер».
Всё бы ничего, если бы штрафы можно было хоть как-то оспорить. Но служба поддержки – глухой темный лес, живущий по собственным законам. Боты советуют: «Чисти кэш, не помогло – попробуй ещё раз» или, если не распознает проблему, вместо помощи просто выразит благодарность, пожелает удачи и закроет окно диалога.
- Мы теряем зарплату, не можем прояснить свой статус, не можем спокойно работать. К нашим вопросам поддержка остается глуха. Отвечает шаблонно или переадресует… на себя же, - жалуются на службу поддержки сотрудники доставки Яндекса.
- Для человеческих условий труда нужен трудовой договор, который учитывает интересы работников, за что мы в первую очередь и боремся как профсоюз. Трудовой договор решил бы многие проблемы. Сейчас труд платформенных рабочих в России не регламентирован трудовым законодательством. Будто бы не работодатель, а бездушный агрегатор заключает договор ГПХ (для разовых работ) с самозанятым. На деле выходит: один и тот же человек разгружает газель, моет пол, выбрасывает мусор, упаковывает и отвозит заказ с едой – и всё это за одну зарплату. Работодатель без конца оптимизирует труд, где за издержки принимается, в том числе, и зарплата сотрудников, - рассказывают в профсоюзе «Курьер».
При работе на агрегатор работник, по сути, лишен соцгарантий: отпусков, декретных, пенсии, страховки от несчастных случаев.
Всё больше работников сталкиваются с последствиями этих пробелов.
- Недавний случай. Курьер Мария из Адлера получила переломы в автомобильной аварии и оказалась в больнице. Девушка лишена физической возможности работать на месяцы, и с этой бедой она остается один на один. Рабочее место, как таковое, она не потеряла. Но ее статус в компании: «пропуск слотов по состоянию здоровья». Работодатель ничем не обязан своему работнику, так как официально является всего лишь партнером курьера. Не приносишь прибыль – не нужен. Трудовой договор же обеспечивает минимальную социальную защиту. Для Марии доставка была единственной работой, - рассказывают в профсоюзе.
Одна из самых заметных забастовок прошла в декабре в Кемерово. Сборщики заказов сервиса Яндекс.Еда просили отменить нововведенный график работы 2 на 2, в результате которого средняя зарплата сборщика падала до 16 тысяч рублей в месяц.
- Штрафы за опоздания на 10 минут в размере 1500 рублей, вдобавок смену отрабатываешь бесплатно – это слишком. Не знаем, как в других городах, но в Кемерово обещанный бонус при устройстве на работу мы не увидели. Раньше в предпраздничные периоды, когда повышен спрос у покупателей и увеличена нагрузка на персонал, тарифы за работу доставщиков повышаются. У нас же этого не случилось. Отменены бонусы за размер заказа, скорость и качество его сборки, - говорили в коллективном обращении сборщики Яндекс.Еда из Кемерово.
Стихийные протесты из-за ухудшения условий труда вспыхивают в Wildberries. Иркутск, Волгоград – менеджеры пунктов выдачи заказов индивидуально, без согласования своих действий с коллегами остановили работу. Так они отреагировали на нововведения, из-за которых их рабочий день превысил 12 часов. Вместе с тем, увеличились количество и сумма штрафов.
В Мурманске 23 февраля сборщики одной из точек Сбермаркета протестовали против снижения платы за заказ на 60% - с 500 до 200 рублей. Работники заявили, что в случае невозврата к прежним условиям труда, сдадут форму. Позиция руководства была проста: «Не нравится – до свидания». Сборщики всё же массово сдали форму. Их оштрафовали за невыход на смену. Доставка из Магнита на несколько дней была остановлена - работать было некому. Несколькими днями позже региональное руководство компании обещало сборщикам пересчитать «ошибочные» выплаты за заказы, но не вернуть ставку. Уволившиеся работники пока не планируют возвращаться.
Таким образом, во всех перечисленных городах протесты оборачиваются либо краткосрочным повышением зарплаты, а затем возврату к прежним условиям труда, либо увольнением «зачинщиков».