Posted 9 марта 2023, 13:55
Published 9 марта 2023, 13:55
Modified 7 марта, 11:38
Updated 7 марта, 11:38
Екатерина Максимова
«Полежат на складе и постепенно рассосутся», - так Сергей Калашников высказался о затоваривании складов в эфире Общественной службы новостей. Экс-министр напомнил, что речь идет не о кризисе перепроизводства. Это кризис завоза. И затоваривание складов, по оценке Сергея Калашникова, произошло по двум причинам.
Во-первых, продавцы опасались, что на фоне санкций будут сокращены поставки, также всех пугали проблемы с логистикой. Поэтому техника (преимущественно - китайская) закупалась с запасом. И вторая причина - расчет на поведение россиян в кризис. И этот расчет не оправдался.
«Думали, что люди, как это было несколько раз в условиях кризиса, начнут покупать по пять телевизоров, то есть прогнозировался повышенный спрос. Но люди уже научены прошлыми скупками. И вообще сейчас тренд на сокращение потребительского спроса. Тренд на экономию - в силу тех условий, в которых мы сейчас живем», - отметил Калашников.
Как напоминает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина, оборот розничной торговли по итогам прошлого года упал на 6,7%. «Падение оборотов розничной торговли при этом связано с целым комплексом причин. Прежде всего, это падение реальных располагаемых доходов граждан, которые в прошлом году оставались на 5,4% ниже уровня 2014 года. Это связано и с общей экономической нестабильностью и неуверенностью в будущем и нежеланием делать крупные покупки, и с уходом ряда знакомых потребителям брендов», - отмечает Чуркина.
Калашников считает, участники потребительского рынка не просто так публично транслируют сигналы о своих проблемах. «Я в последнее время наблюдаю, что все профессиональные ассоциации начинают бить в набат: спасите, помогите, мы находимся в кризисе!», - отмечает Калашников. И по его мнению, такая позиция связана только с одним: бизнес надеется, что государство «подкинет денег».
Ранее руководитель Content Review Сергей Половников также заявлял «Новым Известиям», что он вообще не склонен доверять информации о том, что в России массово произошла затоварка техникой. В частности, речь шла о компьютерах.
«Это попытки отдельных крупных игроков рынка хоть как-то оправдать собственные просчеты в закупке техники в 2022 году. Думаю, проблемы с затовариванием товара возможны у М-Видео-Эльдорадо и подобных сетей, основные продажи которых приходятся на физические магазины, а желающих покупать технику по завышенной цене нет. К тому же вряд ли найдется хоть один менеджер, который в условиях неопределенности будет сегодня закупать товары «впрок», - уверен Сергей Половников.
А вот слова Сергея Калашникова о том, что расчет торговых сетей на ажиотажный спрос не оправдался, говорит и статистика.
«Новые Известия» подробно сообщали, что в России в минувшем году только продажи мобильных телефонов сократились на 21%. Россияне купили 27,5 млн новых смартфонов и 7,9 млн штук кнопочных телефонов. В целом по итогам прошлого года доля брендов Китая выросла до 75%. Для российского рынка смартфонов - это дебют. А в Группе компаний «F+ tech | Марвел» «Новым Известиям» уточнили, что по итогам 2022 года в России было продано 3,2 млн ноутбуков на общую сумму 195,5 млрд рублей. Это минус 13,5% к 2021 году.
И даже несмотря на такие показатели, эксперты не верят в то, что застрявшая на складах бытовая техника и электроника начнет дешеветь.
«Зачем сетям снижать цены? По мере необходимости люди все равно будут вынуждены какой-то объем покупать. Техника - не скоропортящийся товар и какое-то время может находиться на складах. Да, к каким-то праздникам традиционно устраиваются промо активности, потому что потребителю психологически купить что-либо со скидкой в сложное экономическое время намного приятнее, чем без нее. Поэтому обычные распродажи, конечно, будут, но нет предпосылок к тому, чтобы продавцы начали активно «сливать» залежавшийся товар и избавляться от техники. Резкий обвал цен на что-то в России в принципе редко бывает. В этом сегменте ждать подобного точно не рекомендую», - руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства INFOLine Светлана Силенина.
«Даже если у кого-то сейчас и есть излишки техники на складах, то вряд ли покупатель увидит обрушение цен. Доллар снова дорожает, а значит и цены, скорее всего, пойдут вверх», - добавляют в «F+ tech | Марвел».
Ранее представители ряда компаний сообщили о профиците техники на складах. По их оценке, перенасыщение складов наблюдается прежде всего из-за падения объема продаж, который в 2022 году сократился на 30% в натуральном выражении. В 2023 году потребительская активность продолжит снижаться, в связи с чем объемы продаж могут «сжаться» еще на 10-30%.
«Падение спроса является в краткосрочной перспективе дезинфляционным фактором, что не может не радовать Банк России. Однако важно понимать, что такие глубокие и затяжные провалы спроса в долгосрочной перспективе приводят к большим проблемам для экономики. Ведь недостаточный спрос приводит и к стагнации предложения, то есть к падению выпуска товаров и услуг и замедлению инвестиционной активности. И в конце концов, все это ведет к устойчивым рискам и высокой инфляции на долгосрочном горизонте», - резюмировала Наталья Чуркина.