«Решение было принято в связи с ограничениями поставок в Россию и в предвосхищении ситуации, что скоро "нечего будет обслуживать". Об iPhone и Apple Watch пока не упоминалось», — отметили в Роскачестве, напомнив, что год назад в рамках санкций американская компании прекратила продажу своих продуктов через интернет-магазины РФ, а также отключила платежную систему Apple Pay.
Ситуацию прокомментировал руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров. Он отметил, что продукция Apple в мае вошла в список параллельного импорта, подготовленный Минпромторгом. В связи с этим эксперт предполагает, что поставки деталей техники в Россию продолжатся. При этом в силу вступил новый запрет, который запрещает посредникам ввоз электроники, цена которой превышает 300 долларов. Из-за этого некоторые поставщики уже заявили об отказе от поставок товаров Apple.
«Дополнительно данная ситуация, скорее всего, повлияет и на вторичный рынок. Поскольку сейчас начнутся скупки б/у техники и дальнейший ее разбор для донорства. Также на данную ситуацию отреагируют и китайские производители, которые начнут предлагать аналог», — считает Бодров.
Эксперт считает, что пользователи уже сейчас должны задаться вопросом рентабельности и удобства дальнейшего использования устройств производителя.
На данный момент на странице Apple в РФ по-прежнему говорится, что сервисное обслуживание осуществляется бесплатно, а обратиться в сервисный центр можно в течение года после покупки техники, независимо от места покупки. При этом отсутствие деталей в авторизованных сервисных центрах может стать причиной отправки гаджетов за границу для последующего ремонта. Это приведет к дополнительным трудностям и издержкам, которые могут переложить на пользователей.
Заместитель начальника отдела Роскачества по защите прав потребителей Игорь Поздняков отмечает, что в соответствии с законом «О защите прав потребителей», владелец техники имеет право на ремонт в любой уполномоченной организации.
«Если же авторизованные сервисные центры отказываются принимать технику в ремонт, нужно добиваться регистрации претензии на месте либо направить требование об исполнении обязанности по гарантийному ремонту по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если сервисы все же отказываются выполнять ремонт, нужно обращаться в суд с исковым заявлением и решать вопрос в судебном порядке», — рассказал Поздняков.
Эксперт добавил, что у покупателя также есть право обратиться непосредственно к продавцу в случае выявления дефектов в товаре. Торговая точка, согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязана принять такой товар. При этом продавец может сослаться на отсутствие заключения сервисного центра о невозможности ремонта сложной электроники и отказать в приеме неисправного товара.
«Поэтому в подобных ситуациях рекомендуем потребителям стоять на своем и обязательно фиксировать все свои обращения в сервисный центр или торговую точку», — подчеркнул эксперт.