Елена Петрова
На проспекте Руставели, где располагается грузинский парламент, вчера весь вечер развевался европейский флаг – несмотря на грузинских «космонавтов», жестоко винтивших протестующих, летящие со стороны протестующих коктейли Молотова и уверения со стороны политиков всех мастей об их заботе о благе народа.
Это только кажется, что все началось вчера. На самом деле, протесты в мирной форме начались намного раньше.
Закон, по которому все неправительственные организации и СМИ, получающие больше 20% финансирования из-за границы, объявляет их иностранными агентами. Эксперты говорят о водоразделе – по их мнению, закон символизирует переход страны на антизападный автократический путь.
Согласно новому закону, организации, СМИ и граждане Грузии, не прошедшие новую регистрацию, заплатят штрафы или попадут в тюрьму. Очевидно, что эта законодательная инициатива, продвигаемая пророссийской «Грузинской мечтой» и ее отцом-основателем, российским миллиардером Иванишвили, отдалит Грузию от интеграции с ЕС, за что , согласно опросам, выступают 80% грузинского населения.
Новый закон противоречит и грузинской конституции. Согласно статье 78 основного закона страны, органы власти «обязаны предпринять все меры по полной интеграции Грузии в ЕС и НАТО».
Президент Грузии Саломе Зурабишвили накануне заявила о том, что наложит вето на закон. Это не смущает «Грузинскую мечту» - обладая конституционным большинством в парламенте, депутаты легко преодолеют президентское вето.
Евросоюз, в который на бумаге все еще стремится пророссийская грузинская элита, категорически не согласен с новым законом. В Брюсселе заявили, что его принятие отдалит решение об ассоциации с Грузией. В октябре этого года запланированы слушания о продвижении Грузии по пути европейской интеграции и выполнении 12 приоритетных задач.
Недовольны и в США, которые помогают последним независимым СМИ страны.
Председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобакидзе, настаивает на том, что новый закон внесет спокойствие в грузинское общество, и критикует американские и европейские власти:
«С одной стороны, нам говорят, что нужно прекратить поляризацию, с другой стороны, сами финансируют ее». По его словам, закон носит «превентивный характер».
Также «превентивно» власти распыляли на улицах Тбилиси слезоточивый газ и водометы. Премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили обвинил грузинские правозащитные группы в борьбе «против государственных интересов», сообщает проправительственная Интернет-платформа «Агенда»
Старший преподаватель Лундского университета Кетеван Болквадзе указывает на схожесть новых грузинских инициатив с законами, которые были приняты в России 10 лет назад:
«Закон, по-видимому, является копией российского Закона об иностранных агентах, который был принят в 2012 году и широко использовался для подавления инакомыслия и оппозиции. Учитывая негативное отношение «Грузинской мечты» к неправительственным организациям, существует опасность того, что закон будет использоваться для ограничения и делегитимации любого несогласного голоса. Это, несомненно, еще больше отдалит Грузию от Евросоюза и ее западных партнеров.»
Протест поддерживают многие представители интеллектуальной элиты Грузии.
Ректор государственного университета Илии Нино Доборджинидзе считает, что новые законы направлены против иностранных доноров, что скажется на финансировании различных проектов по развитию гражданского общества, образованию, культуре, здравоохранению.
Мцекала Шанидзе, лингвист, приводит конкретный пример:
«Такие проекты, как создание национального словаря грузинского языка и цифровизация кавказских языков и культуры кавказских народов не могут проводиться без иностранного финансирования. Хочу напомнить, что фонты грузинского алфавита для компьютеров и создание первых Интернет-страниц финансировал фонд Сороса, который теперь уже привычно ругают».
Писатель и фотограф Арчил Кикодзе называет новый закон «полной катастрофой». По его словам, он приведет Грузию к изоляции, охоте сначала на шпионов, а потом и на ведьм, к тысячам несчастных людей и к авторитаризму.
Актер Ника Тавадзе напоминает, что страна уже проходила эту ситуацию в начале 90-х годов, когда произошел раскол в обществе, и власти занимались поиском агентов Кремля. «Это вызывает только паранойю, не дайте нам жить в ней!»
Клуб «Динамо» Тбилиси заявил о своей поддержке европейского пути Грузии. «Наш футбол нуждается в развитии, которое возможно только в Европе», - написано в заявлении самого известного футбольного клуба страны, за которым стоят сотни тысяч болельщиков.
Журналистка Регина Егорова-Аскерова видит также угрозу для развития страны в сторону Европы, но она указывает на определенную апатию в грузинском обществе:
«Нужно сказать, что эти законопроекты очень непонятны обычному жителю Грузии. Это далеко от их повседневной жизни, на что это повлияет и что это значит, никто особо не понимает. Поэтому акция протеста не была многочисленной, туда не пришли тысячи людей.»
В международном журналистском сообществе говорят о политическом характере новых инициатив. Гиоргий Исакадзе, редактор BMG/Forbes Джорджия пишет :
«Я не вижу в Грузии сильных институтов, способных выявлять «агентов влияния» в Грузии, что является, скорее, темой спецслужб и правоохранительных органов, чем объектом политического подтекста, который будет «успешно» использоваться для нанесения ущерба репутации лиц, неприемлемых для власти. Содержание и название проекта вызывают аналогии и ассоциации с российским законодательством, когда в реестр будут включены сотни лиц, именуемых «агентами влияния иностранного государства», заведомо неприемлемыми для властей.»
Протестующие вышли на улицу под антироссийскими лозунгами. Тема влияния России на свою южную соседку также поляризует грузинское общество. В самой России внимательно следят за развитием событий.
Политолог, старший преподаватель МГИМО МИД РФ Алексей Зудин замечает, что в протестах приняла участие так часть грузинских НПО, которая и получает финансирование от ЕС и США. Расклад сила в стране пока не очень ясен:
«Оппозиция пока еще слишком сильна, чтобы устраивать то, что она устроила. И заставлять власти идти на попятную (законопроект же не принят, наложено вето). Но она - оппозиция, уже сильна не до такой степени, чтобы снова захватить власть в Грузии.»
В Москве уверены, что Грузия должна «побороться» за самостоятельность, но это долгий путь: «Вот грузинские власти попытались, им пока не удалось. Посмотрим, что будет дальше.»
Ситуация остается напряженной, на сегодня назначена новая протестная акция. Грузия опять под пристальным вниманием со всех сторон: за событиями в грузинской столице следят в Москве, Брюсселе и Вашингтоне.