Кошмар в человейнике: жители Балашихи оказались заложниками властей и строителей

8 марта 2023, 09:21
Микрорайон Авиаторов должен был стать тихой гаванью для отмотавших десятилетия по гарнизонам военных. В 2012-2013 годах сюда заселили летчиков, космонавтов, подводников, есть среди жильцов и Герои России. Семьям обещали спокойствие и комфорт, инфраструктуру и транспорт. На деле получилось всё иначе

Юлия Сунцова

Микрорайон Авиаторов на севере Балашихи изначально планировали как квартал для военных пенсионеров.

К 2011-2013 годам Минобороны достроили там первую очередь ЖК и начали выдавать квартиры семьям военных, дослужившихся до льготного жилья от государства, и ветеранам боевых действий.

При раздаче ключей защитникам Родины обещали железнодорожную станцию, новую поликлинику, физкультурно-оздоровительный комплекс, необходимое количество дошкольных и образовательных учреждений. Поначалу всё так и было – строились школы, детсады, новый медцентр...

Но в какой-то момент снова перевесили местечковые коммерческие интересы. Еще один район ближайшего Подмосковья превращают в человейник.

Сейчас в посёлке Авиаторов проживает около 30 тысяч жителей. Социальная и транспортная инфраструктура сильно перегружена, несмотря на то, что ее «развивают». В ближайшие месяцы сюда заедет еще несколько тысяч военных – шестнадцать 17-этажек уже готовят к сдаче в эксплуатацию.

По соседству с военным кварталом группа компаний «Самолет» роет котлованы еще под восемь 17-этажек. Сюда, в малогабаритные квартиры хотят заселять льготников по госпрограммам реновации и переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Итого – в общей сложности микрорайон Авиаторов пополнится еще, как минимум, на 18 тысяч жильцов. Район по числу жителей превратится в целый город.

Для военных внезапно возникшее соседство с другими льготниками стало полной неожиданностью. Точечную застройку протащили быстро и безмолвно. 

- Под прикрытием реализации госпрограмм администрация Балашихи и застройщик ГК «Самолет» превращают район в «курятник». В отчетах пишется – дома нужны переселенцам по реновации и переселенцам из ветхого и аварийного жилья. На деле – это больше похоже на обычную коммерческую сделку. Всего лишь 13% квартир в высотках «Самолета» будут переданы муниципалитету под госпрограммы. 87% новых квартир – чистой воды коммерция, львиная доля этих квартир выйдут на открытый рынок, - рассказывает подполковник запаса и житель микрорайона Николай Красиков.

Даже если действительно нужно расселять аварийные и старые дома, есть куда более простое и точно такое же по затратам для бюджета решение. Жители указывают на уже построенные в микрорайоне, но еще не заселенные новостройки – к примеру, ЖК «Пехра» или ЖК «Измайловский лес». Все государственным переселенцам можно было бы выкупить квартиры там, а не насаживать одних жильцов на головы другим и не втыкать везде, куда можно и нельзя бетонные джунгли эконом-класса. Но такие вполне разумные предложения градоначальники даже не рассматривали.

Одиннадцать лет назад, когда только стало известно об уплотнении микрорайона Авиаторов, застройщики и чиновники презентовали жителям красивые концепции «комплексного развития территорий».

Помимо детсадов, школ, поликлиники и ФОКа обещали расширить Балашихинское шоссе, дополнить его развязками, а кроме того - вытянуть железнодорожную ветку от станции «Балашиха» прямо в микрорайон Авиаторов.

Уже тогда было понятно, что расширяющийся микрорайон требует гораздо больше социальных объектов, чем было запланировано муниципалитетом. 

В ожидании тысяч новоселов жильцы микрорайона уже сегодня могут наглядно представить, какого масштаба урбанистический коллапс на них надвигается. 

Претензий у людей много…

Спустя десятилетие в поселке Авиаторов действительно было построено 4 новых детских сада. Но этого уже сегодня втрое меньше, чем объективно нужно.

При общей емкости этих детсадов в 525 мест они уже сегодня вдвое переполнены – всего их посещает 970 воспитанников, а в очереди за местами в микрорайоне стоят еще 350 малышей. Куда должны будут пойти еще и новоприбывшие дети? Обещают построить пятый детский сад на 220 мест. Но простые подсчеты показывают: и пятый и даже шестой детский сад проблему переполненности не исчерпает. 

Школы микрорайона тоже трещат по швам. Действительно были построены новые школы №26 и новый корпус на 600 мест к существующей школе №30, но несмотря на это, вся потребность огромного микрорайона в учебных местах не закрыта. В двух школах сегодня обучается 4089 детей вместо 2500, и это на 63% превышает количество штатных мест в этих общеобразовательных учреждениях. Вместе с семьями новоселов в ближайшее время прибудет еще около 2400 учеников разных возрастов. Где все они будут учиться, никто не знает.

В школьных классах по микрорайону уже сейчас в среднем по 35-40 человек. Не хватает парт, не хватает места в классе, ученики порой вынуждены раскладывать учебники и тетрадки на подоконниках! Введена скрытая вторая смена. Часть учеников приходит к третьему уроку, а старшеклассники частично переведены на дистанционку! Десятиклассники и одиннадцатиклассники обеих школ два дня в неделю обучаются из дома, кто как может. И это в преддверии выпускных госэкзаменов! Руководство школ называет это «экспериментами по внедрению новых методик обучения». И всё ради того, чтоб отрапортовать, что второй смены в микрорайоне нет…

Открытие нового медцентра в микрорайоне вообще превратили в фикцию.

Чиновники, как и обещали, действительно построили и оснастили новую больницу на ул. Третьяка, д. 4. По заявлениям администрации города, строили ее специально для нового микрорайона. Вместе с тем, власти просто взяли и закрыли ближайшую старую поликлинику №2 на улице Заречной, д. 2. Обветшалое здание медленно превращается в «призрак».

Жители районов 18-22а лишились поликлиники в шаговой доступности, это во-первых. Во-вторых, весь поток высвобожденных перенаправили и перекрепили к новой больнице в микрорайоне Авиаторов. Врачей и медперсонал просто перевели в новое здание, не расширяя штат. Имеем: по числу пациентов участок обслуживания вырос вдвое, а число медработников осталось прежним. Врачи и узкие специалисты для больных стали еще менее доступными.

- К профильным специалистам и к детским врачам записаться невозможно. Добиться направления на УЗИ – целое испытание.  Запись, как положено, открывается на две недели вперед, но по всем якобы доступным датам выплывает одинаковый ответ: «Нет доступных врачей для записи». Люди вынуждены идти на приемы в платные клиники, но и в них тоже очереди! - рассказывает Юлия З. 

Еще одна проблема – невозможность обеспечить такое большое количество жителей района работой.

Согласно нормативам градостроительного проектирования Московской области (с изменениями на 30 декабря 2022 года), «при новом строительстве объектов жилого назначения необходимо предусматривать обеспеченность местами приложения труда от расчетного населения: 50-процентную - для застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами».

Иначе говоря, если в пропорциональном перерасчете на всех жителей города половине и более жильцов запланированного ЖК не хватает рабочих мест (данные по занятости берутся из госорганов), согласовать строительство таких домов просто невозможно.

Судя по тому, что по утрам в будни практически вся трудоспособная часть микрорайона выстраивается в длинные очереди на маршрутки, нормой этой кто-то пренебрег… или объективные данные по прогнозируемой численности жителей попросту подтасовали.  

Жители подозревают, что за 11 лет существования микрорайона Авиаторов администрация города так и не подала надлежащие документы в архитектурный комитет Московской области. Как иначе объяснить, что за всё это время на публичной кадастровой карте так и не появились дома, которые заселены здесь вот уже целое десятилетие. Такая медлительность должностных лиц в итоге и облегчает согласование в микрорайоне уплотнительных строек.

Большинство жителей поселка Авиаторов вынуждены ездить на работу в Москву, затрачивая на дорогу по 4-5 часов в день. И это всего 8 км от МКАД. Сокращать время в пути до Москвы изначально чиновники планировали за счет продления железнодорожной ветки от станции в Балашихе до самого микрорайона Авиаторов.

- Обещали что на электричке от улицы Летной до Курского вокзала мы будем добираться за 27-30 минут, а ходить они будут с интервалом 15-20 минут. Что происходит в реальности? Электрички нет, потому что новой ж/д-ветки тоже нет. До платформы в Балашихе едешь в маршрутке по утренним пробкам около часа. Это если маршрутка придет сразу, но обычно ее тоже нужно ждать. Кроме того, ждать по 30-40 минут приходится своей очереди на маршрутку. В утренний и вечерний часы пик они не вмещают всех желающих. Вдвое быстрее пройти эти два с половиной километра пешком – выходит около 30 минут. От Балашихи до центральной Москвы прямых электричек нет, только до станции Нижегородской. Там приходится делать пересадку с одной на другую электричку до Курского вокзала.  В итоге время в пути от микрорайона Авиаторов до Курского вокзала Москвы - более полутора часов с пересадками вместо обещанных 30 минут,  - рассказывает Николай Красиков.

Завтраками об электричке власти кормят жителей уже одиннадцатый год. Деятельные переговоры об этом проекте, можно сказать, заглохли. Жители сделали запрос в ОАО «РЖД» и узнали, что компания отказала Балашихинской администрации в ее просьбе дотянуть ветку до микрорайона Авиаторов и пустить электричку до новой станции. Причиной была названа «экономическая нецелесообразность» – по подсчетам РЖД пассажиропоток не окупит с желаемой скоростью затраты на новую эстакаду.

Чиновники не посчитали нужным сообщать об этом провале людям. На словах они зачем-то продолжают обещать железнодорожное сообщение.

На этом беды жильцов не заканчиваются. Несмотря на чудовищное перенаселение района муниципалитет и совет депутатов не так давно согласовали в микрорайоне перевод еще трех огромных участков земли из категории общего пользования в зону жилой застройки. На собраниях люди спросили администрацию Балашихи о планах на эти пустыри, но получили лживый ответ. В мэрии им заявили, что земля якобы принадлежит Минобороны, а это ведомство обо всех своих задумках не докладывает простым смертным. Но жители сделали запрос в Росреестр и, по данным ЕГРН, никакое военное ведомство этими участками не владеет, права собственности на землю – у администрации Балашихинского городского поселения... 

На всех встречах с представителями администрации жители высказываются против дальнейшей застройки микрорайона многоквартирными домами, по крайней мере до решения проблем с социальной инфраструктурой, рабочими местами, транспортной связностью.

По этой причине, по-видимому, публичные слушания стали проходить где-то за тридевять земель, в чужих районах. Большинство жителей микрорайона на них не присутствуют (хотя хотят) и объявлений в местных СМИ не встречают.

Люди хотели бы, чтобы на пустырях построили парк взамен срубленной роще или рекреационную. Но скрытность со стороны градоначальников оптимизма не добавляет. 

- Каждый новый проект Генплана Балашихи приводит к ухудшению условий для жителей северной части Балашихи. Все существующие социальные объекты - капля в море из-за перенаселенности. Упорное пренебрежение и неуважение к нам, жителям – вот что мы чувствуем все эти годы. Нас не слышат. Куда больший энтузиазм у чиновников проявляется при взаимодействии с интересантами коммерческих строек. На этом поле деятельности они успевают в разы охотнее и быстрее, - рассказывает жительница микрорайона Юлия Ч.

В своих коллективных письмах в разные инстанции жители просят ввести мораторий на новую застройку в микрорайоне Авиаторов, по крайней мере, до решения текущих проблем. 

#Общество #Военные #Точечная застройка #Уплотнительная застройка #Незаконное строительство #Строительный терроризм #Юлия Сунцова #Россия #Московская область #МО - Балашиха #Жилищное строительство
Подпишитесь