Posted 6 марта 2023,, 09:44

Published 6 марта 2023,, 09:44

Modified 6 марта 2023,, 09:46

Updated 6 марта 2023,, 09:46

Собаки, живущие вблизи Чернобыля, генетически отличаются от других

6 марта 2023, 09:44
Фото: Tim Mousseau

Ученые секвенировали геномы собак, которые живут вблизи Чернобыльской АЭС, чтобы выяснить, как на них мог повлиять высокий уровень радиации. Оказалось, что генетически эти популяции отличаются от тех, которые живут вдали от затронутых катастрофой районов, сообщает NewScientist.

После взрыва на атомной электростанции в 1986 году живущих поблизости людей эвакуировали. Домашних животных, которых им пришлось оставить, власти велели уничтожить, чтобы остановить распространение радиоактивного заражения. Но некоторым собакам удалось избежать отстрела, а люди, которые занимались ликвидацией последствий, кормили их. В итоге внутри и около территории АЭС сейчас обитают более 800 потомков собак, переживших Чернобыль.

В 2017-2019 годах сотрудники Национального исследовательского института генома человека США взяли образцы крови у 302 собак в районе Чернобыля и секвенировали их геномы, чтобы изучить воздействие большого количества радиации, выделившейся в результате взрыва. 132 собак жили в непосредственной близости от АЭС: внутри помещений, где хранится отработанное ядерное топливо, в лесу или на железнодорожной станции рядом. Другие 154 – бездомными собаками, живущими в городе Чернобыле, находящемся в 15 километрах от АЭС. И еще 16 – бездомными собаками из Славутича, города в 45 километрах от АЭС.

Геномы этих собак сравнили эти геномы с геномами более чем 200 собак из других частей Украины и 12 близлежащих стран. Оказалось, что геномы собак, живущих вблизи АЭС и в городе Чернобыль, заметно отличались от геномов собак из Славутича, других частей Украины и друг стран. Возможных причин две. Геномы могли быть изменены радиацией, потому что особи с определенными генетическими особенностями имели больше шансов пережить радиацию, низкие температуры и дефицит еды и передать свои гены по наследству. Вторая гипотеза: из-за изоляции собаки около 40 лет подвергались инбридингу.

Все собаки, участвовавшие в исследовании, были метисами. Однако, как показало исследование, самую тесную генетическую связь чернобыльские собаки имеют с немецкими овчарками. Вероятно, свое происхождение они ведут от немецкой овчарки. В будущем ученые намерены использовать немецких овчарок из других мест в качестве своеобразной контрольной группы своеобразного фона для изучения генетических мутаций у чернобыльских собак.

Исследование может помочь выявить генетические варианты, которые повышают устойчивость к раку или помогают защитить организм от радиационного воздействия – как на Земле, так и в космосе, где уровни радиации выше.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.