Posted 6 марта 2023,, 09:58

Published 6 марта 2023,, 09:58

Modified 6 марта 2023,, 10:00

Updated 6 марта 2023,, 10:00

Путь в никуда. Иранский опыт преодоления санкций в авиапроме опасен для пассажиров

Путь в никуда. Иранский опыт преодоления санкций в авиапроме опасен для пассажиров

6 марта 2023, 09:58
Фото: 1MI
Уровень безопасности полетов в России и так в десятки раз ниже, чем в цивилизованных странах, а если следовать опыту Ирана, она упадет до нуля
Сюжет
Авиация

В начале этого года в своем интервью правительственной «Российской газете» директор Международного аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко раскрыл ужасающие цифры, характеризующие состояние отечественной гражданской авиации:

Хуже, чем даже в Африке!

«За последние пять лет (2017-2021) количество погибших в авиакатастрофах относительно числа перевезенных пассажиров в России в 100 с лишним раз хуже, чем в США.

В 2021 году безопасность полетов в России стала худшей в мире - 40% от общего числа трагедий с человеческими жертвами. По остальным регионам цифры такие: Африканский - 30%, Азиатский - 20%, Североамериканский - 10%. (…)

Один из общемировых постулатов безопасности: предотвращением авиационных происшествий должны заниматься "первые лица", не передоверяя эту ответственную работу никому другому. Пока этого не будет, скорбный список серьезных инцидентов и катастроф будет продолжаться.»

Между тем, еще год назад правительство России объявило о том, что страна воспользуется иранским опытом обхода санкций, чтобы преодолеть трудности, связанные с закупкой запчастей для авиационной промышленности.

Иранцы давно боятся летать на своих самолетах

Казалось бы, проблема решена. Ничего подобного. Сетевой аналитик Юрий Христензен в этой связи сообщает, что до введения западных санкций Иран занимал второе место в мире (!) по безопасности полетов:

«Возможно потому, что шах Ирана имел летный сертификат. То есть, в предотвращении авиационных происшествий были заинтересованы те самые «первые лица». За последние же двадцать лет число погибших в Иране на миллион рейсов в пять раз превышает среднемировой уровень.

В абсолютных цифрах в авиакатастрофах в Иране гибнет в среднем 53 человека в год. Это не много по сравнению с гибелью на дорогах, от коронавируса, либо в различных боевых действиях. Другое дело, что после новостей об очередном крушении иранцы боятся летать на самолетах.  Средний возраст авиапарка в три раза превышает среднемировой даже с учетом покупки новых самолетов в короткий период снятия санкций.

Половина авиапарка Ирана была разобрана для каннибализма. Это позволило второй половине летать, хоть и с бОльшим числом авиакатастроф. Не лучший опыт для подражания. Особенно, с учетом стартовых условий безопасности полетов в Иране и в России до введения санкций…»

Индия, возможно, нам поможет, но нескоро

Стало быть, и без того чудовищная ситуация с безопасностью полетов в России станет еще хуже? По всей видимости, да. Правда, кое-какие усилия для того, чтобы не допустить этого все же делаются. Так, канал «Акценты» сообщает, что отчасти обойти санкции на поставку запчастей наша страна сможет, пусть и нескоро, когда начнет совместно с Индией  производить гражданские самолеты. Во всяком случае, об этом заявили в  «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК).

Тем более, что дела в Индии с авиастроением намного лучше, чем в Иране. В стране налажен выпуск запчастей, в том числе и для крупных западных авиабрендов. Только Airbus ежегодно покупает в Индии детали на $650 млн. Кроме того, Индия выпускает и собственные авиалайнеры. Национальная авиастроительная компания HAL в 2017 году наладила выпуск первого индийского гражданского самолета Dornier Do 228, который вмещает 19 пассажиров, а его дальность полета составляет 700 км. По сообщению канала, Россия намеревается наладить сборку своих самолетов SSJ-100, Ил-114 и МС-21 как раз на производственной базе HAL, используя местное производство запчастей.

Это выглядит и выгоднее, и надежнее «иранского пути», однако до этого нужно еще дожить…

"