Posted 6 марта 2023,, 09:58
Published 6 марта 2023,, 09:58
Modified 6 марта 2023,, 10:00
Updated 6 марта 2023,, 10:00
В начале этого года в своем интервью правительственной «Российской газете» директор Международного аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко раскрыл ужасающие цифры, характеризующие состояние отечественной гражданской авиации:
«За последние пять лет (2017-2021) количество погибших в авиакатастрофах относительно числа перевезенных пассажиров в России в 100 с лишним раз хуже, чем в США.
В 2021 году безопасность полетов в России стала худшей в мире - 40% от общего числа трагедий с человеческими жертвами. По остальным регионам цифры такие: Африканский - 30%, Азиатский - 20%, Североамериканский - 10%. (…)
Один из общемировых постулатов безопасности: предотвращением авиационных происшествий должны заниматься "первые лица", не передоверяя эту ответственную работу никому другому. Пока этого не будет, скорбный список серьезных инцидентов и катастроф будет продолжаться.»
Между тем, еще год назад правительство России объявило о том, что страна воспользуется иранским опытом обхода санкций, чтобы преодолеть трудности, связанные с закупкой запчастей для авиационной промышленности.
Казалось бы, проблема решена. Ничего подобного. Сетевой аналитик Юрий Христензен в этой связи сообщает, что до введения западных санкций Иран занимал второе место в мире (!) по безопасности полетов:
«Возможно потому, что шах Ирана имел летный сертификат. То есть, в предотвращении авиационных происшествий были заинтересованы те самые «первые лица». За последние же двадцать лет число погибших в Иране на миллион рейсов в пять раз превышает среднемировой уровень.
В абсолютных цифрах в авиакатастрофах в Иране гибнет в среднем 53 человека в год. Это не много по сравнению с гибелью на дорогах, от коронавируса, либо в различных боевых действиях. Другое дело, что после новостей об очередном крушении иранцы боятся летать на самолетах. Средний возраст авиапарка в три раза превышает среднемировой даже с учетом покупки новых самолетов в короткий период снятия санкций.
Половина авиапарка Ирана была разобрана для каннибализма. Это позволило второй половине летать, хоть и с бОльшим числом авиакатастроф. Не лучший опыт для подражания. Особенно, с учетом стартовых условий безопасности полетов в Иране и в России до введения санкций…»
Стало быть, и без того чудовищная ситуация с безопасностью полетов в России станет еще хуже? По всей видимости, да. Правда, кое-какие усилия для того, чтобы не допустить этого все же делаются. Так, канал «Акценты» сообщает, что отчасти обойти санкции на поставку запчастей наша страна сможет, пусть и нескоро, когда начнет совместно с Индией производить гражданские самолеты. Во всяком случае, об этом заявили в «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК).
Тем более, что дела в Индии с авиастроением намного лучше, чем в Иране. В стране налажен выпуск запчастей, в том числе и для крупных западных авиабрендов. Только Airbus ежегодно покупает в Индии детали на $650 млн. Кроме того, Индия выпускает и собственные авиалайнеры. Национальная авиастроительная компания HAL в 2017 году наладила выпуск первого индийского гражданского самолета Dornier Do 228, который вмещает 19 пассажиров, а его дальность полета составляет 700 км. По сообщению канала, Россия намеревается наладить сборку своих самолетов SSJ-100, Ил-114 и МС-21 как раз на производственной базе HAL, используя местное производство запчастей.
Это выглядит и выгоднее, и надежнее «иранского пути», однако до этого нужно еще дожить…