Posted 2 марта 2023, 10:29
Published 2 марта 2023, 10:29
Modified 2 марта 2023, 10:35
Updated 2 марта 2023, 10:35
Как известно, автомобильная промышленность России столкнулась в 2022 году с новыми вызовами: из-за санкций и нарушения привычных логистических цепочек наблюдается нехватка комплектующих, часть сборочных производств остановлена. Но постепенно российский автопром адаптируется к изменившимся условиям, и в этом ему помогают партнеры из дружественных стран. О возможностях сотрудничества с Турцией в сфере параллельного импорта автомобилей и запчастей рассказал генеральный директор компании «Российско-Турецкое торговое партнерство» (РТТП) Александр Костров.
Еще 30 лет назад Турция не входила в список стран с развитым автомобилестроением. Первое разрешение на производство, причем только джипов для нужд армии, правительство Турецкой республики выдало в 1964 г., когда мировое автомобилестроение уже сформировалось и интенсивно развивалось во многих странах.
Тем не менее, сейчас Турция является международным хабом по производству автозапчастей и новых автомобилей для крупнейших глобальных брендов. Страна входит в 15 крупнейших автопроизводителей в мире и в первую пятерку в Европе. Этот факт стал ключевым триггером развития собственного производства.
На текущий момент, около 95% производства приходится на легкие транспортные средства, включая легковые автомобили, пикапы и микроавтобусы, остальное — на грузовики и автобусы. В секторе легковых автомобилей лидируют Oyak-Renault, Tofaş, Toyota, Hyundai и Honda, в секторе микроавтобусов — Ford Otosan, Otokar и Karsan, в секторе легких и средних грузовиков — Mercedes-Benz, Ford Otosan, Temsa, BMC и Anadolu Isuzu. В Турции изготавливаются и автобусы местных марок, таких как BMC, Temsa и Otokar. В секторе больших и средних автобусов лидируют Mercedes-Benz, Anadolu Isuzu, MAN, Temsa и Otokar.
В секторе производства автокомплектующих и запчастей в Турции работают такие гиганты, как Robert Bosch, ZF Friedrichshafen, Mahle, Brose Fahrzeugteile и Continental AG, Valeo и Michelin, Denso, Fuji Heavy Industries и Toyota Boshoku, Autoliv, Magneti Marelli и Pirelli, Bekaert, Gestamp Automocion, Auto Sueco, Mayer's Cars and Trucks, Kennametal и Hayes-Lemmerz.
Более 60% турецкого экспорта приходится на Италию, Францию, Великобританию, Германию, Испанию и США. Весь турецкий экспорт автомобилей и автозапчастей составил $29,3 млрд в 2021 г.
Безусловно, у параллельного импорта автозапчастей из Турции есть перспективы. Список продукции достаточно широк: узлы и детали трансмиссии, тормозные системы, детали для двигателей, навесное оборудование.
В ответ на санкции со стороны ЕС в отношении поставок легковых автомобилей от 50 тысяч евро, грузовых автомобилей и запасных частей к ним, к августу 2022 года, в России наконец заработал механизм параллельного импорта.
28 июня вышел Федеральный закон №213-ФЗ, легализовавший внутренний оборот оригинальных брендовых товаров без согласия правообладателя. Стала возможна поставка продукции не через официального дистрибьютора, а через обычного продавца-импортера, который не имеет статуса официального дилера.
21 июля вышли изменения к постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 №353 приложение №18 о возможности использования при ввозе продукции сертификатов или деклараций о соответствии без предоставления доверенности со стороны заявителей (официальных представителей брендов) этих сертификатов.
05 августа вышла вторая версия Перечня товаров для параллельного импорта (Приказ Минпромторга РФ от 21.07.2022 №3041) с существенно дополненными кодами ТНВЭД, брендами автомобилей и автозапчастей.
Таким образом, поставки оригинальной продукции на российский рынок стали возможны. В связи с этим не случайно, что внимание российского бизнеса сосредоточилось на Турции. Она является связующим звеном между Европой и Россией, удобна с точки зрения складской инфраструктуры и логистики, также имеет релевантный опыт экспорта запрещенных товаров из Европы в Иран.
У Турции налажены логистические маршруты: широко доступно авиасообщение, морские перевозки и автомобильные перевозки транзитом через Грузию. Так доставка авиатранспортом занимает 1 день, паромом по морю – до 4 дней, а наземным транспортом 7-14 дней (без учета времени на регистрацию и таможенное оформление).
В настоящий момент наиболее острым вопросом является контроль за потоком продукции, которая поступает на российский рынок под видом параллельного импорта с нарушением законодательства.
Одним из таких каналов является турецкая карго-доставка.
При заказе карго-доставки агент и поставщик товаров, как правило, не предоставляют заказчику документацию на продукцию и не заключают договор с фиксированными обязательствами сторон. В некоторых случаях клиент и агент подписывают расписку, не имеющую юридической силы.
Контейнер с грузом регистрируется по другим кодам товарной номенклатуры для занижения таможенных пошлин и НДС.
Оплата подобных товаров происходит за наличные или с помощью системы денежных переводов «Золотая Корона»
Сделка с карго-агентом не гарантирует качество товара, это может быть контрафакт или некачественная партия с большим процентом брака.
Основной канал сбыта такой продукции – интернет: онлайн-платформы, маркетплейсы и социальные сети.
Таким образом, разрешение параллельного импорта привело к тому, что перестали проводиться проверки, направленные на установление оригинальности происхождения и путей поступления «серой» продукции на российский рынок (ранее таким выявлением занимались правообладатели брендов или их официальные представители).
В этой связи необходимы системные меры со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС) и правоохранительных органов.
В 2022 году продажи новых легковых автомобилей в России рухнули на 58,7% до 626,3 тыс. штук, а цены, по данным Росстата, выросли на 24,3%, что стало худшим показателем за последние 20 лет. Обострившаяся геополитическая ситуация и международные санкции вынудили ведущих автопроизводителей покинуть российский рынок и заявить о продаже своих активов российским дилерам брендов. Кроме автобрендов Россию также покинули крупнейшие поставщики автодеталей, из-за чего на несколько месяцев встало производство на всех крупных отечественных автозаводах, включая АвтоВАЗ.
По итогам 2022 года, продажи АвтоВАЗа снизились на 46,2% до 188,6 тыс. автомобилей, при этом LADA сохранила лидерство с долей 27,9%. Второе и третье место заняли южнокорейские KIA и Hyundai, с продажами 66,1 тысячи (-67,9%) и 53,9 тысячи (-67,4%) автомобилей.
При этом, китайские автопромышленные компании извлекают максимальную выгоду из ситуации. Так марки Chery и Haval сохранили продажи на уровне 2021 года, а Geely смогла улучшить показатель реализации на 8,1%. Самый большой рывок показал бренд EXEED c ростом продаж +353,5% к 2021 году. Суммарная доля продаж отечественных и китайских брендов составила более 50%.
Премиальные немецкие марки ожидаемо показали наибольшее снижение. Продажи Mercedes-Benz составили 10 588 штук (-73,5%), BMW –10 435 штук (-77.7%), а Audi – 4 155 штук (-74,6%) к значениям 2021 года.
Согласно данным АВТОСТАТ+ЭПТС, рынок новых легковых автомобилей состоял на 37% из российских марок, на 22% из иномарок российской сборки, на 29% импортных поставок (в основном из Китая) и на 12% из поставок по параллельному импорту. Параллельный импорт осуществлялся преимущественно через Казахстан (более 50%), Беларусь, Армению, ОАЭ и Киргизию.
За 2022 год, российский рынок тяжелых грузовиков (HCV), марки которых прекратили поставки в РФ сократился на 74,3% с 27 768 до 7 128 штук. Лидером остается Volvo – в 2022 году реализовано 1 799 автомобилей, что на 68,8% меньше, чем в 2021. Шведских Scania и немецких Mercedes-Benz продано 1 246 (-82,8%) и 1 107 (-76,3%) соответственно. Продажи MAN, DAF, Isuzu, Iveco, Renault, Ford и Hino составили 2 976 штук (-70,4%).
Стоит отметить, что в прошедшем году начались значительные изменения в марочной структуре рынка. Свободную нишу стремительно заполняют китайские бренды. Если еще в 2021 году их доля составляла всего 10,2%, то уже в 2022 году она достигла 36,5%. По итогам 2022 года, суммарная доля продаж отечественных (КАМАЗ, МАЗ, Урал) и китайских брендов (ключевые - SHACMAN, FAW, HOWO, SITRAK) закрепилась на отметке 90%.
В целом, в 2022 году продажи новых тяжелых грузовиков снизились до уровня в 69,2 тыс. единиц, что на 11,3% меньше, чем годом ранее.
По данным ФТС на 2021 год, объем импорта автозапчастей в Россию составил 56,8 млрд. долларов в таможенных ценах. Более 60% из этого объема импорта сейчас приходится на страны, которые ввели санкции против России.
В декабре 2022 года, глава ФТС В. Булавин сообщил, что весь объем параллельного импорта в Россию (автомобили, станки, оборудование и технологические линии) преодолел 20 млрд. долларов. Таким образом, в настоящий момент параллельный импорт автозапчастей не соответствует реальным потребностям российского рынка.
Перспективы по параллельному импорту автомобилей и запчастей в 2023 году
Оценивая потенциал поставок автомобилей и запчастей по параллельному импорту в 2023 году, нужно учитывать, что большинство представителей брендов, хотя и неофициально, выразило согласие с тем, что присутствие оригинального товара для бренда скорее позитивно. Многие из них, готовы поддерживать собственный товар, в том числе: способствовать поставкам товара через третьи страны и принимать претензии по гарантии. Так, в конце 2022 года, Российская «дочка» Toyota возобновила прямые поставки запчастей в Россию и разрешила своим дилерам параллельный импорт деталей.
Потенциально, параллельный импорт в Россию в 2023 году, может заменить до 30-40% традиционного. Остальное частично будет перекрываться аналогами из Китая и Турции, а также через импортозамещение. Вероятно, что до 20-25% прежних поставок останется в дефиците.
Несмотря на наценку посредника, параллельный импорт возможно окажется даже дешевле того импорта, который ввозился в страну до кризиса. И причина в том, что с одной стороны появляются новые поставщики с независимым ценообразованием, а с другой – уходят официальные дилеры, которые ранее инвестировали значительные средства в продвижение брендов и закладывали эти расходы в собственную ценовую политику.
Что касается Турции, то турецкая таможня отслеживает все транзакции и сохраняет нейтралитет. Пока ее внешняя политика независима от западных стран, но она может измениться в случае победы на президентских и парламентских выборах представителей от оппозиции. Экономический кризис, усиленный том числе значительным ущербом от землетрясения, является серьезным вызовом для нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Таким образом, в 2023 году сохраняется вероятность того, что резкое наращивание параллельного импорта вызовет ощутимые отклонения от стандартных внешнеторговых параметров, что в свою очередь может привлечь внимание регуляторов, а затем и наложение запретов на вывоз продукции из страны закупки – установление стоп-листов на вывоз определенных брендов в Россию.
Как известно, с начала специальной военной операции ФТС перестала публиковать ежемесячную таможенную статистику. Но, согласно турецкой статистике, за 12 месяцев 2022 года, общий объем турецкого импорта по всем группам товаров в Российскую Федерацию составил 9,3 млрд., долларов против 5,8 млрд. долларов в 2021 году (рост +60,3%). Что является достаточно консервативным показателем, принимая во внимание текущие потребности российской экономики.
Поэтому пространство для роста есть, нужно только регламентировать сотрудничество в этой сфере и отслеживать контрафактные и нелегальные товары, которые наносят вред восстановлению российского авторынка.