«Инсайдеры отрасли оценивают размер этого "теневого" флота примерно в 600 судов, или около 10% от мирового количества крупных танкеров. И цифры продолжают расти», — сообщает CNN, отмечая сложности определения владельцев судов даже для экспертов.
Согласно сведениям аналитической компании Kpler, в январе экспорт российской нефти в Китай и Индию достиг рекордного объема после вступления в силу потолка цена на морские поставки нефти со стороны западных стран. Старший аналитик компании Kpler Мэтью Райт подразделяет суда теневого флота на «серые» и «темные корабли». «Серые корабли» куплены на Ближнем востоке и в Азии у европейских владельцев. «Темные корабли», по его мнению, принадлежат иранским и венесуэльским компаниями, подключившимся на поставки российской нефти.
Эксперт отметил, что «темные корабли» нередко отключают транспондеры, которые позволяют определить тип корабля, его маршрут и габариты. С отключенной системой автоматической идентификации отслеживать движения танкеров практически невозможно.
Также отмечается, что на европейских владельцев судов приходится около 36% объема торговых операций с российской нефтью.
Как отмечает «Ъ», после вступления в действие потолка цен на морские поставки нефти, большая часть российских ресурсов направляются в Китай и индию. По данным Международного энергетического агентства, за декабрь 2022 года экспорт нефти и нефтепродуктов из РФ в Индию достиг объема 1,6 млн баррелей в сутки.
«По информации Bloomberg, Индия покупает у России нефть с большим дисконтом, а после переработки отправляет топливо в Европу. По данным The Wall Street Journal, такой же системы придерживаются и страны Северной Африки», — отмечает «Ъ».