Posted 1 марта 2023,, 06:00

Published 1 марта 2023,, 06:00

Modified 20 октября 2023,, 15:19

Updated 20 октября 2023,, 15:19

Педагог из казармы: могут ли военруки избивать школьников?

Педагог из казармы: могут ли военруки избивать школьников?

1 марта 2023, 06:00
Ирина Мишина
Фото: Стоп-кадр видео, снятого учащимися школы 2031
В сетях обсуждают видеоролик, на котором воспитатель кадетских классов столичной школы, майор, избивает ученика на уроке. Дискуссия вокруг этого инцидента дошла до Следственного комитета и одновременно подняла вопрос о допуске военных к преподаванию к школе.

Ирина Мишина

Видеоролик с избиением 8-классника московской школы 2031 обошел многие соцсети.

«Еще учитель называется…»

На этом ролике видно, как ученик заходит в класс, а воспитатель в военной форме отправляет его обратно и приказывает без классного руководителя не возвращаться. Однако, ученик садится на первую парту. После этого преподаватель в военной форме поднял сопротивляющегося подростка и буквально волоком потащил к выходу из кабинета. Уже на пороге двери школьник схватил педагога за ноги, майор упал и начал бить ученика, сидя на нем верхом.

Катя Павлова: «Школа не армия, учитель забыл».

Светлана Кузнецова: «Справился с 8-ми классником. Ещё учитель называется. И конечно же ему за это ничего не будет. Максимум уволят».

Александр Заволокин: «Одно я могу сказать точно: ни один учитель никогда не будет без причины вот так себя вести. Ученики — запросто. Многие в переходный возраст пытаются самоутвердиться».

Случаю, произошедшему в московской школе, в комментарии «НИ» дал исчерпывающую оценку заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург:

«В школе важно не размениваться на пустяки. Важно не то, какая у школьника прическа, а что у него в голове. Ханжество мы, к сожалению, часто наблюдаем и со стороны родителей, и со стороны учителей. И, разумеется, бить ученика недопустимо, это уголовно наказуемое деяние, к ребенку учитель не имеет права прикасаться. Военных к работе в школе необходимо готовить. Без основ педагогики и психологии в школу нельзя допускать».

Сам же майор Сергей Окопский имеет собственную точку зрения на произошедшее: «Он (ученик — прим ред.) постоянно то окно откроет и высунется, то самолетики запустит, то уйдет с урока, просто по школе ходит. Такие случаи были. Я постоянно докладывал, всем рассказывал. Я его не бил, а просто вытаскивал. Никакой скорой не было, никаких травм».

Но вряд ли это можно назвать оправданием. В этом уверен отец пострадавшего Станислав Акинчин. У него своя точка зрения на произошедшее: «Вина ребенка неоспорима в том, что он неподобающе себя вел на уроке, это 100%. Я не жажду крови, я не писал заявлений, но считаю, что учитель здесь абсолютно перегнул палку. Выгони его из класса, вызови классного руководителя, прими административные меры, напиши на него докладную».

… Пока идет разбирательство, Сергей Валерьевич Окопский, избивший ученика, на сайте школы все еще фигурирует. В досье майора-воспитателя говорится, что у него есть высшее образование в виде Вольского высшего военного училища тыла. По специальности он работает 3 года, работать в школе ему дали возможность курсы повышения квалификации в центре патриотического воспитания ГБОУ ДПО Москвы по дисциплине «Воспитание и развитие обучающихся кадетских классов». Прошел эти курсы майор всего за 72 часа…

Страницы в соцсетях Сергея Валерьевича Окопского в данный момент зарыты. Однако пользователям удалось сделать скриншоты сообществ, в которых состоял педагог: в основном, это патриотические паблики и сообщества ЧВК «Вагнер».

Кто поможет военруку?

Что же могло произойти такого сверхъестественного, что заставило педагога поднять руку на ученика?

«Мы не знаем, что произошло до этого инцидента. Тут не надо забывать, что в основе военного образования все же принуждение. В армии люди взрослые, там и в пятак дадут, если не подчинишься. Идеология другая в армии. Там если боец не подчинится определенным правилам — его могут убить. Человеку, выросшему в такой среде, психологически сложно перестроиться. А среди школьников фигура человека в форме нередко становилась комической. При этом надо понимать, что есть вещи, которые для офицера просто оскорбительны. И здесь возникает целый комплекс вопросов о подготовке военных кадров для школы» — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.

Конечно, образование не всегда формирует человека идеального. Мы знаем примеры, когда люди и с учеными степенями становились преступниками. Пример тому доцент- расчленитель из Петербурга Олег Соколов, ныне отбывающий наказание за убийство аспирантки. Но все же стоит признать: профильное образование в педагогическом институте дает больше, чем 72-х часовые курсы повышения квалификации. Хотя бы потому, что в любом педагогическом ВУЗе есть специальные предметы, которые учат этике и правилам общения с детьми, а также четким правилам: что можно, а что нельзя учителю. Но военруки и учителя кадетских классов у нас, видимо, учат по особым правилам и общаются с детьми тоже по своим, им одним ведомым законам.

«У нас полстраны с „левыми“ дипломами и фиктивным образованием, если уж на то пошло. Что мы хотим от курсов повышения квалификации? К тому же любой человек, закончивший командное училище, имеет опыт педагогической работы. Только не все понимают, что принципы воспитательной работы в армии и в школе совершенно разные. Тот факт, что таких людей к работе с детьми надо готовить специально, очевиден. Но где у нас директор школы, получающий запредельную зарплату? Почему он не несет ответственности за случившееся? Где многочисленная армия школьных психологов? Как они довели ситуация до критической точки? Куда все они смотрели?» — заявил «НИ» генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов.

У доски — офицеры?

Случившееся особенно тревожно в свете того, что с нового учебного года Начальная военная подготовка должна стать обязательным предметом в школе. Это значит, что тысячи людей с образованием и навыками майора Окопского придут в школы. Чему они научат детей? Какими методами? И в чем им помогут скоротечные курсы повышения квалификации?

«Преподавать НВП будут в рамках предмета „Основы безопасности и жизнедеятельности“. Раньше этот предмет преподавали, как правило, отставные офицеры, сейчас у меня в школе этот предмет преподают молодые офицеры, многие из них прошли горячие точки, но с детьми работают только те, кто вызывает у них доверие», — заявил заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург.

Подход к образованию Евгения Ямбурга, педагога от Бога, во многом уникальный. Будет ли так же в других школах?

«Президент дал указание срочно начать подготовку к преподаванию НВП в школах. Но где найти кадры? Ведь не каждый военный пойдет в школу к непредсказуемым подросткам с их трудностями переходного возраста. Иной отставной военный скажет: „Мне проще шлагбаум открывать день через два за те же деньги“. Боюсь, дело дойдет до того, что военных придется еще упрашивать, чтобы они шли работать в школы. Задачу поставить легко. А вот силы и средства откуда взять?» — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.

Как бы то ни было, произошедшим в московской школе 2031 уже заинтересовались в Следственном комитете. Там начали свою проверку. Как стало известно «НИ», в рамках этой проверки уже опрошены директор школы и учителя. Следователи СК по факту произошедшего возбудили уголовное дело по статье УК «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Из школы майор Окопский уволился по собственному желанию.

На наш редакционный запрос Департамент образования Москвы прислал следующий ответ: «Любое применение физической силы по отношению к детям категорически недопустимо. Это принципиальная позиция и никакого оправдания действиям педагога, применившего силу к ученику, быть не может. 27 февраля во время урока в восьмом классе один из учеников нарушал дисциплину и не реагировал на замечания педагога. В результате учитель не сдержался и, применив грубую силу, выгнал мальчика из кабинета.
В настоящее время администрация школы проводит служебное расследование, в результате которого будут установлены все обстоятельства и причины произошедшего. С учителем расторгнуты трудовые отношения. Мы находимся на связи с родителями мальчика, ученик чувствует себя нормально, медицинская помощь ему не понадобилась».

"