Журналисты газеты The New York Times, которые провели специальное расследование, пришли к выводу, что «вместо обещанной полноводной реки в сторону Киева течет ручеек». Возникли проблемы не только технического характера. Политические лидеры в странах ЕС столкнулись с неожиданным сопротивлением внутри своих собственных коалиций и даже со стороны своих Министерств обороны. А некоторым армиям пришлось вызывать на службу отставников, чтобы с их помощью научить украинских солдат пользоваться танками старых немецких моделей.
Европа, пишет NYT, долгое время игнорировала реальность, полагая, что крупномасштабная сухопутная война ушла в прошлое. Греясь в оттепели холодной войны, союзники фактически провалили финансирование своих вооруженных сил. И сегодня они не готовы ни к коллективной обороне, ни к самозащите.
«Конечно, некоторые страны выполнили свои обещания перед Украиной или, по крайней мере, объявили, что они это сделают. Но есть и те, кто настаивал, чтобы Германия дала «добро» на отправку немецких танков ВСУ. Но когда мы разрешили это, они так ничего не сделали», - посетовал министр обороны ФРГ Борис Писториус на недавней Мюнхенской конференции по безопасности.
Журналисты The New York Times выяснили, например, что Финляндия, представители которой были одними из тех, кто громче вех требовал от Берлина разрешить поставки танков, заявила, что может передать Киеву только три машины для… разминирования, но не готова расстаться ни с одним из 200 боевых танков, в том числе с немецкими «Леопардами». В Хельсинки не хотят ослаблять свою оборону сейчас, когда Россия ведет СВО на Украине.
Швеция в начале года поспешила предложить Украине передать порядка 10 своих Leopard 2, но оказалось, что военные к этому не готовы – «у самих нет». Политики в свою очередь решили замять конфуз и о танках вообще не вспоминают.
О неудовлетворительном состоянии танков заявили и в Испании, поэтому из 108 машин Мадрид отдаст ВСУ только 10.
Польша, которая больше всех давила на Германию, чтобы получить разрешение, теперь заявляет, что поставит лишь 14 танков из 200 имеющихся в наличии. То же самое происходит и в других европейских странах.
А вот Швейцария, придерживаясь своего нейтралитета, вообше отказалась отправить на Украину любой из своих 134 танков Leopard. Но она готова передать танки членам Европейского союза: воюйте, мол, сами.
Эксперты по безопасности по обе стороны океана заявляют, что европейские военные столкнутся с серьезной нехваткой танков в течение ближайших двух-трех лет, производство которых придется налаживать практически с нуля. Они очень надеются, что к тому времени наступит долгожданный мир.