Иван Зубов
Два дня назад в российских информационных агентствах появилось бодрое сообщение о том, что отечественная атомная энергетика переходит на отечественную же электронику, а сотрудники «Росэнергоатома» уже приступили к тестированию персональных компьютеров со странным названием «Бобер», работающих на базе печально известного процессора «Байкал». По информации «Росатома», на которую ссылается ТАСС, если испытания пройдут успешно, то компьютеры начнут внедрять в инфраструктуру компании.
«Переход на отечественные процессоры — это важный шаг для обеспечения должного уровня технологической независимости в таких чувствительных стратегических сферах, как атомная отрасль», — заявил глава департамента управления IТ-проектами и интеграцией Росэнергоатома Олег Шальнов.
Сообщается также, что «Бобер» больше года назад прошел сертификацию в Минпромторге, а его характеристики можно увидеть здесь.
В социальных сетях уже оценили странные названия отечественной электронной продукции (по правде говоря, название – это немногое, что есть в них отечественного):
- По крайней мере, маркетологам Росатома можно не боятся, что их заменит искусственный интеллект — нейросети не хватит фантазии для такого нейминга.
- А ведь раньше к названиям остроумнее относились: ТОС «Буратино», танк Т-72-120 «Банан», гранатомёт-пистолет «Дятел», резиновая пуля «Привет».
А сетевой аналитик Илья Вайцман справедливо сомневается в перспективности этой идеи:
«Ладно, вопросы адекватности брендинга и нейминга мы опустим, слова эти недружественные. Может, конструкторы с горя березки грызли? Неважно. Нюанс в другом: они же на процессорах «Байкал»!! Нет, сами процессоры-то неплохие (хотя и не для персоналок), Linux на ARM тоже годное решение, спору нет. Вот только эти процессоры уже год почти как не производятся. Их пекли в TSMC, на Тайване, а после начала войны послали заказчиков из РФ в известном направлении. И с «Байкалами», и с прости господи, «Эльбрусами».
Так что тестируй, не тестируй - кончится то, что до СВО успели притащить, и на этом всё. Бобик (извините, «Бобёр») сдох. Я понимаю желание куда-нибудь пристроить складские запасы, но это тупиковое решение, перспектив никаких.
P.S. Помнится, обещали через пять лет показать российский техпроцесс 28 nm (на «Байкалы» столько и надо), но:
а). есть большие сомнения в том, что сделают;
б) в идеальном случае товарные партии таких процессоров появятся не раньше 2030-2032 годов, когда они устареют наглухо. Впрочем, не появятся, конечно.»