Дмитрий Михайличенко, доктор философских наук
Планка ожиданий среди неполитизированного большинства российского социума от Послания главы государства все-таки была и, например, ожиданий мобилизации по принципу «Вставай, страна огромная» также было немало. Однако, скорее, был провозглашен курс на «живем как прежде, но в условиях СВО». Это отчетливо проявляется в том, что губернаторы стали больше внимания уделять социально-экономической тематике, в повестку усиленно возвращают тему выборов (а не их отмены), а на ТВ вновь на первое место выходит развлекательный контент. Мегафоны ура-патриотов убавили достаточно основательно, и эти голоса стали слышны гораздо меньше, чем 3-4 месяца назад.
Реализуем ли этот курс в полном объёме? Скорее - нет, но дрейф в эту сторону мы увидим в ближайшие месяцы. Этот вектор отвечает настроениям социума. Социум устал, хочет быть оставленным в покое и заниматься своими личными/семейными делами, а не бояться новых волн мобилизации и переживать по поводу бесконечного роста цен на продукты питания. Инфляцию останавливать уже почти не обещают, но и сам по себе покой (относительный) также есть сверхценность для социума.
Утверждать о том, что возобладала повестка «Новых людей» – это примерно то же, как и говорить, что «победили» клавиши клавиатуры, которые нужно задействовать, чтобы напечатать фразу «жизнь как прежде». Субъектность этой партии крайне ограничена (мягко говоря), а то, что она отражает определенный взгляд, который сейчас принимается (условно и стилистически) как мейнстрим – так это решение кураторов внутренней политики, а не заслуга партии, имеющей отчетливые признаки административной.
И все-таки выбранная модель - если не оптимальная, то, кажется, самая необходимая сейчас. Она как бы (ключевое слово) страхует общество от сценариев грозящей ей тоталитарной реальности и сопутствующих крайностей. Она, можно сказать, дает возможность людям отдышаться и почувствовать себя снова в своей тарелке. Это очень важно: по крайней мере, по двум причинам:
Нынешняя конструкция должна быть названа временной и шаткой, так как сильно зависит от СВО и дальнейшей ее динамики. Однако со стороны социума и правящей номенклатуры эта конструкция не вызывает никакого отторжения, а это заставляет относиться к ней как к серьезному фактору. «Жизнь как прежде, но в условиях СВО» – это не совсем реальность, а, скорее, ориентир, на который будет направлена стилистика политического позиционирования (но не всегда действия) власти. Конечно, «жизнь как прежде» невозможна, но интенция к ней есть здесь и сейчас.
Специально для «Кремлевского БезБашенника»