Posted 28 февраля 2023,, 06:02
Published 28 февраля 2023,, 06:02
Modified 28 февраля 2023,, 13:36
Updated 28 февраля 2023,, 13:36
Юлия Сунцова
В сочинских судах заработал настоящий конвейер. Только за половину февраля прокуратурой подано свыше 250 исков об обращении земельных участков граждан в собственность государства. Судьи практически не переносят заседания, рассмотрение длится одно, максимум два заседания. Темп – ударный, решения штампуются, как под копирку. Процессы совсем не состязательные – доказательства ответчиков о законности приобретения земли, результаты независимых экспертиз, возражения автоматически отклоняются, рассказывают собеседники.
«Поддельность» документов первоначальных собственников зовут оценивать специалистов, которые не могут выступать в суде в качестве судебных экспертов (они не имеют соответствующую лицензию). В итоге подлинность печати исследует некий начальник архива, а состояние заброшенности участков - работник нацпарка (то есть заинтересованное лицо) или сотрудник мэрии. Суд при этом признает: да, лицензии судебных экспертов у этих специалистов нет, но у суда нет оснований им не верить!
Самый интересный вопрос – что же дальше будет происходить с изъятыми участками? У уже изъятых земель, которые якобы нужно возвращать в нацпарк, не меняется статус. В базе Росреестра они по-прежнему числятся участками под индивидуальное жилищное строительство.
А в январе инициативная группа собственников отследила вышедшее Постановление Главы Сочи № 165 «Об утверждении порядка проведения публичных торгов при отчуждении земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации» (20.01.2023).
Изымаемые у людей участки, граничащие с Нацзаповедником, очень точно подходят под описание и характеристики земель в Постановлении. Нормативно-правовой акт мэрии позволяет передавать изъятую частную собственность в конкурсную массу, после чего продавать. Люди полагают, что отнятые у них участки собираются отторговать и распродать по второму кругу…
Множество из арестованных участков приобретались на маткапитал, выдавались многодетным семьям, к участкам тянули газ по федеральным целевым программам – то есть как предмет сделки эта земля явно должна была пристально проверяться множественными государственными службами. И что же? Полчища чиновников не разглядели километры украденных территорий?
Множество арестованных участков даже не граничат с Сочинским нацзаповедником! - вот сюрприз. Объединить их с парком не получится, что называется, чисто технически. А некоторые владельцы подтверждают документально, что их участки достались им еще ДО образования Национального парка, а соответственно не могли быть у него похищены. Но ни то обстоятельство, ни другое не мешает судам арестовывать землю!
В некоторых случаях истцы-прокуроры в судах доказывают, что участки - якобы заброшенные, бесхозные, имеют право на лучшую жизнь, на них отсутствует изгородь (!), а потому подлежат изъятию и передаче в собственность заповедника.
Татьяну Ткачеву лишали права на землю 12 января в Адлерском районом суде. Прокуратура обосновала свое требование тем, что ее участок якобы находится в границах нацпарка.
- Но в Постановлении Администрации №80 от 10.06.1992 года и в свидетельстве о собственности черным по белому написано, что участок выделен из свободного приусадебного фонда земель села Монастырь. То есть земля вообще никогда не была в границах нацпарка. Факт подтверждает графика 1992 года со схемой расположения участка.
Более того, в 2007 году в установленной процедуре Сочинский национальный заповедник и Адлерское лесничество выдавали свое согласие на межевание и подтверждали, что данный участок находится вне границ их ведения. Участок был поставлен Актом согласования на дежурную карту города, границы согласовало Территориальное управление Росимущества в г. Сочи. На всех перечисленных согласованиях стоят подписи тогдашних чиновников и мокрые печати. Но участок всё равно изымают. Такого дикого нарушения прав не было со времен 90-х. Прокуратура участвует в рейдерском захвате! - говорит владелица.
Том доказательств Татьяна Ткачева еще до вердикта суда, 7 декабря 2022 года, носила на личный прием к заместителю прокурора Краснодарского края Вячеславу Овечкину и получила от него ответ: «Всё, что не застроено, будет изъято». Открытым текстом он заявил, что задача прокуратуры – остановить строительство. Про дело о мошенничестве, по ее словам, он даже не вспоминал.
Семья Колесовых приобрела участок площадью 526 м2 в садовом товариществе «Вагонник» в 2019 году. Накопленных денег на покупку не хватало, кредитовались в банке.
Тридцать пять лет назад, в 1988 году, по распоряжению Совета Министров РСФСР и по решению Сочинского городского совета народных депутатов этот и другие участки (всего 20 гектаров) были выделены Вагонному депо станции Адлер – «для организации коллективного садоводства» работников. При последующем межевании и уточнении границ садового товарищества никаких претензий от смежных землепользователей, в том числе от Сочинского парка, не поступало. В 1992 году закрепленным владельцам участков администрация Сочи дала пожизненное наследуемое владение. К 2019 году участок уже сменил трех владельцев, Колесовы были четвертыми.
- После покупки участка мы задумались о рождении третьего ребенка и строительстве дома. В июне 2022 года стали многодетной семьей. Тогда мы даже помыслить не могли, что при всех имеющихся правоустанавливающих документах государство может так запросто отобрать землю. Мы платили все налоги, членские взносы, целевые сборы на проведение электроэнергии по садоводству и к участкам. Успели поставить домик-бытовку. Уведомление о наложении ареста нам пришло в декабре 2022 года через сайт Госуслуг. Судебный пристав подтвердил: против нас подан иск прокурором города Сочи «О признании права собственности на земельный участок отсутствующим», - рассказывает Иван Колесов.
Суд не был похож на суд. Судья Евгений Федоров отклонил все ходатайства ответчика, таким образом заблокировав приобщение доказательств, добавляет собеседник.
Участок Колесовых располагается в центре садового товарищества. Вокруг – имения соседей с домами для круглогодичного проживания. Как же собираются присоединить этот «анклав» к заповеднику?
- Мы, многодетная семья, мы простые граждане и мы не можем победить в суде государственную машину. Против нас выходит заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор города Сочи! Ни администрация края, ни администрация города Сочи, ни Росреестр не содействуют нам в отстаивании своих законных интересов и имущества, - комментирует Иван.
Борис Завальнюк – пенсионер, инвалид III группы. В числе арестованных оказался и его участок.
В составе садового товарищества «Ударник» в 1967 году земля была передана Сочинскому Овощторгу для коллективных садов из земель Сочинского Лесхоза, на основании Решения исполнительного комитета Сочинского городского Совета депутатов трудящихся за № 254/18. Нацпарка тогда и в помине не существовало. Домик построен в 1970 году. В 1993 году получен государственный акт на пожизненно наследуемое владение, а в 2016 году Росреестр зарегистрировал право на собственность.
- Росимущество намерено все арестованные участки обратить в собственность страны. Но почему не учитывается, что ведь и мы тоже - Российская Федерация, ее граждане. Но нас почему-то никто защищать не хочет. До сих пор никто к нашим земельным участкам, садовым и жилым домам, сараям, фруктовым деревьям претензий не предъявлял. Неизвестные лица произвели наложение границ на мой участок и присвоили мой дачный домик, теперь он находится на территории Российской Федерации... - говорит Борис Завальнюк.
Многодетной семье Губских участок в Сочи достался не на льготных условиях. Они покупали землю и строили дом за свой счет, на данный момент они еще закрывают кредитный хвост на полмиллиона рублей.
- Первой собственнице участок достался за выслугу 30 лет на предприятии города. Покупку земли мы оформляли через МФЦ в 2021 году. Все документы были идеальными: земля учтена, в ЕГРН - все в порядке. В мае получили документы на собственность и сразу стали строиться. В декабре 2021 года позвонил следователь МВД, и мы узнали, что земля арестована. Достроиться не успели. Сейчас начинается судебный процесс. Позиция прокурора несгибаемая: изъять всё подчистую. Что это означает для нас? Выселить из единственного жилья всю семью на улицу, включая грудного ребенка, а нас, родителей оставить без последних штанов. Отбирают не просто участок. У нас отбирают будущее семьи, - говорит Марина Губская.
- Жить у моря моему сыну настойчиво рекомендовали врачи. Было принято решение не ездить часто на море, а переехать к морю. Я долго искал участок, который бы не имел проблем с документами, был бы предназначен для индивидуального жилищного строительства и был бы расположен в границах населенного пункта. Свободных денег не было, продали городскую квартиру. В 2020 году нашелся, наконец, подходящий участок в 400 кв.м. в селе Высоком. Покупали мы его у первого собственника, который участком владел почти 30 лет, - рассказывает Эдуард Гончаров.
Расширенная выписка Росреестра – всё чисто, Градостроительный план, проект, геодезические изыскания, топографическая съемка, работы по выравниванию участка, проведение электричества и воды, перечисляет собеседник.
- Летом 2022 года получаю иск от прокурора города Сочи о признании моего права собственности отсутствующим. Это как? Как будто бы ничего и не было что ли? Как будто не продавали единственное жилье и не вкладывали все деньги в строительство. Иск, конечно, абсурден со всех сторон и не может быть принят к рассмотрению, - считает Эдуард.
Претензия прокурора к Гончаровым излагается в двух пунктах: 1. Участок находится полностью в границах Нацпарка. (Очень странно, ведь он в 200 метрах от него, даже если сравнивать с картой, выложенной на официальном сайте самого заповедника); 2. Участок бесхозный. (Бесхозность доказывали фотографией сотрудницы администрации, которая выезжала на местность и сфотографировала соседние кусты).
- Суд прошел быстро. 45 минут, и собственности вы лишены. И вы – бомж. Второй год живем в арендованном жилье и не понимаем, что делать дальше. Растоптаны планы на жизнь, мечты, надежды. Я б еще может быть принял эту травму, если бы мы лишились всего, связавшись с «черными риэлторами». Но от собственной страны такого не ждешь, - подытоживает Эдуард.
Сергей Ковальсковский купил участок в 2011 году от первого собственника, получившего землю в 1988 году.
- Сделка проходила через нотариуса, Росреестр и другие госорганы. В 2012-ом сделал межевание (через публикацию в газете).
В 2015 году решил строиться. Подал разрешение на строительство, согласовал проект с Росавиацией, подготовил внешний облик дома, геологию, геодезию. После получения всех разрешений планировал взять кредит (ипотеку) и начать строиться. Но случился арест. Об аресте узнал совершенно случайно от знакомого, никаких писем или информации в СМИ не было. Каково было моё удивление, когда в арест попали три участка из середины квартала, а все крайние – не попали. Буду отстаивать свою собственность в суде! – говорит собеседник.
Физлиц лишают собственности на земельные участки, и это не предел. Фермеров и сельхозпредприятия тоже лишают прав на аренду участков, граничащих с Нацзаповедником. Владельцев бывших чайных совхозов - Адлерского, Хостинского, Мацестинского, Дагомысского обвинили в незаконном выводе и нецелевом использовании земель. Такие компании как «Мацеста чай» (занимающаяся выращиванием чая), ферма «Экзархо», «Краснополянская косметика» и другие оказались на грани выживания. Иными словами, преступление по хищению земель десятки дет назад совершили должные лица из мэрии, а негодяями, которых нужно наказать, почему-то оказались конечные землепользователи.
Генпрокуратура обещала, что с реальными фермерами, а не охотниками за сверхприбылями, будут перезаключать договоры напрямую. Однако пока движений в этом направлении нет.
124 апелляционные жалобы фермеров и предпринимателей объединили в одно дело, краевой суд должен рассмотреть их 28 февраля.
Напомним, в Сочи на 11 тысяч участков общей площадью более чем в 4 тысяч гектаров краснодарские власти наложили запрет на регистрационные действия. Землю, на которой многие успели построиться, теперь нельзя продать, передать в дар и по наследству, заложить и т.д. По объяснениям прокуратуры, аресты земельных участков необходимы, чтобы «пресечь дальнейшее распоряжение объектами недвижимости как предметом преступного посягательства». Более 650 земельных участков уже изъято. Суды практически в 100% случаев удовлетворяют требования истца – прокуратуры о снятии участков с государственного кадастрового учета и «признания права [текущих собственников на эти участки] отсутствующим». Никаких компенсаций за изъятие не выплачивают!
Согласно фабуле возбужденного в сентябре 2021 года уголовного дела о крупном мошенничестве., 25-30 лет назад неустановленные лица из числа сочинской мэрии и регистрационной палаты похитили эти земли у Сочинского заповедника путем подлога документов.
В постановлении о возбуждении уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ говорится, что «неустановленные лица путем использования подложных документов о правах на земельные участки и о местоположении координат их границ, представленных в органы государственной регистрации прав, расположенных на территории г. Сочи Краснодарского края, в период времени с 1998 года по настоящее время, приобрели права собственности на 11.066 земельных участков, образованных вопреки имущественным интересам Российской Федерации за счет земель федеральной собственности, общей площадью 4 983,01 га.
Потерпевшему лицу, коим признана Российская Федерация, в результате этих преступных действий нанесен ущерб на сумму более чем в 1 млрд рублей.
Отвечают за еще недоказанные махинации должностных лиц добросовестные приобретатели. Еще сотни виндикационных исков планируется рассмотреть в ближайшие месяцы.
Юрист Виталий Буркин:
- В Сочи происходит настоящий рейдерский захват земли, поскольку объективных правовых оснований на ее изъятие не существует. По моему мнению, уголовное дело возбуждено без цели уголовного преследования конкретных лиц, а с целью истребовать имущество у собственников в гражданском процессе. Если бы хотели наказать мошенников, во-первых, искали бы именно их и ущерб тоже взыскивали бы с них, а не с конечных покупателей.
Решения об инициации уголовного дела и аресте земли должны получить правильную уголовно-правовую оценку со стороны вышестоящих правоохранительных органов – на мой взгляд, появление такого уголовного дела – это ничто иное, как превышение должностных полномочий сотрудниками краснодарского МВД.
Смотрим далее. Прошло 25-30 лет, а по некоторым случаям и больше с момента совершения мошенничества, как говорят следователи. Уголовное дело, скорее всего, возбуждено за пределами срока давности уголовного преследования – делать так запрещено. Есть совсем свежая практика Верховного суда России.
Во-вторых, арест на имущество третьих лиц по уголовным делам возможен только при наличии в деле подозреваемых или обвиняемых. И, наконец, невозможно без приговора суда по мошенничеству истребовать имущество у добросовестных приобретателей, каковыми, как я понимаю, являются собственники. Но все эти положения каким-то чудным образом игнорируются.