Posted 27 февраля 2023, 10:58
Published 27 февраля 2023, 10:58
Modified 27 февраля 2023, 11:00
Updated 27 февраля 2023, 11:00
Александр Дыбин
За последние несколько лет электросамокаты из редкого развлечения превратились в явление, которое захватило города страны. Средства индивидуальной мобильности (в эту категорию попадают так же моноколеса, сегвеи и гироскутеры), по словам директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, самокаты стали полноценными участниками дорожного движения:
«Продажа СИМ выросла за последние два года почти в два раза, - сообщила она, - в 2022 году было продано порядка 230 000 тысяч единиц и 85 процентов их них - это электросамокаты. В 2020 году продажи были на уровне 145 000. По прогнозу этот рост на 50% в год будет сохраняться. Если говорить про рынок аренды самокатов, то за сезон 2022 года сервисом кикшеринга воспользовались более 15 млн человек, количество поездок выросло более чем 2 раза и с оставило 103 млн. Парк самокатов насчитывает 200 000 единиц в 190 городах России. При этом до 80% всех поездок на электросамокатах совершаются с транспортной целью – до работы или транспортного узла. Это, прежде всего, транспортное средство, которое влияет на транспортную ситуацию городов».
Такое распространение легких и быстрых средств передвижения дает не только плюсы. Растет число конфликтов с пешеходами. Нет сезона, чтобы самокатчики не сбили кого-то на тротуаре. Количество ДТП исчисляется сотнями в год. Естественно, в этой ситуации должны были появиться правила дорожного движения. Во многом электросамокаты уравняли с велосипедами. Но не во всем.
Главное, что устанавливают правила – это приоритет. Он отдан пешеходу. На тротуаре или в пешеходной зоне двуногий всегда прав. Сигналить в спину, чтобы пропустили, подгонять – запрещено. Если самокатчик мешает пешеходному потоку, он должен либо спешиться, либо двигаться со скоростью пешехода.
Где можно передвигаться на СИМ? По сути, везде. В идеале – по велодорожкам или велополосам. Если их нет, по тротуару, не мешая пешеходам. Если и тротуара нет, можно ехать по обочине или крайнему правому краю проезжей части. Но тут есть нюанс. На автомобильные дороги можно выезжать только тем СИМ, которые оборудованы тормозами и световыми приборами. Под это требование подпадают только самокаты. Моноколеса, гиросукутеры и сегвеи на проезжей части – вне закона. Еще одна требование, выезжать можно только на те дороги, где разрешенная скорость не превышает 60 км/ч. Самокатчик на МКАДе – автоматически станет нарушителем. А в целом скорость СИМ ограничена 25 километрами в час, где бы он не передвигался.
Кроме того, правила позволяют регулировать поток самокатчиков и устанавливать знаки, запрещающие движение или предписывающие снизить скорость.
По словам экспертов, радикальных изменений на дорогах уже 1 марта ждать не стоит. Тонкая настройка самокатных потоков отдана на откуп муниципалитетам. А ГИБДД скорее займется пропагандой безопасного вождения, чем облавами на самокаты.
«Главное, что пользователи СИМ потеряют статус пешехода, станут лицами, использующими средства индивидуальной мобильности, мы выделяем их в отдельную категорию, - говорит заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Луговенко, - сейчас главная проблема – это конфликты с пешеходами. Поправки разграничивает ответственность, если используется пешеходная инфраструктура, то пешеход всегда прав. Многие говорили, что нужно запретить движение по тротуарам, но это актуально только для Москвы, где есть интенсивное движение пешеходов и много СИМ, которые сигналят в спину. Но у нас большая страна, и не везде такой поток. Есть незагруженные тротуары, есть малоэтажная застройка, есть сельская территория, поселки, где было бы эффективно перемещаться на СИМ».
Начальник научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин отмечает, что поправки в ПДД не приведут к тому, что будут активно ловить лихих самокатчиков с помощью радаров.
«Не надо ждать от поправок революционных изменений, это только общие правила игры, в рамках которых должны действовать все стороны, - говорит он. - Непосредственная безопасность будет определяться тем, как этими инструментами распорядятся. Все покажет ближайший сезон. Статистика тревожная для нас. Полиция не будет гоняться по паркам, и измерять скорость. Нет такой цели, мы исходили из здравого смысла, что человек на самокате - такой же уязвимый участник дорожного движения и меньше всех заинтересован в том, чтобы попадать в неприятную ситуацию. Мы же не гоняемся за пешеходами, велосипедистами».
По логике закона правила и ограничения «догонят» нарушителей уже после ДТП. В случае аварии будет устанавливаться, имел самокатчик право передвигаться в этом месте, с какой он ехал скоростью и т.п.
Как рассказала Ксения Эрдман из ассоциации операторов микромобильности, для клиентов кикшеринга мало что поменяется с новыми правилами. Им и так на программном уровне ограничили скорость до разрешенных 25 км/ч. А в парках или на оживленных улицах по требованию местных властей, скорость падает еще сильнее. Кроме того, взять самокат в аренду можно только с 18 лет.
«Многие ограничения в кикшеринге и так реализованы, - говорит она, - арендные самокаты соблюдают зоны, где нельзя ездить и где надо снижать скорость. Изменится то, что пользователь перестанет быть пешеходом. И при вине самокатчика в случае ДТП он будет подвергаться административному взысканию. Плюс, наконец, пользователи могут передвигаться по велоинфраструктуре. Де юре этого не могли делать. Были случаи штрафов за передвижение по велодорожкам, хотя это не логично».