Posted 24 февраля 2023, 15:32

Published 24 февраля 2023, 15:32

Modified 24 февраля 2023, 15:34

Updated 24 февраля 2023, 15:34

Время отдавать долги: как решить проблему «добровольного взноса» от олигархов

24 февраля 2023, 15:32
Сюжет
Власть
Эксперты уверены, что проблема разового платежа с крупных предприятий кроется в его правовой неопределенности.

На протяжении нескольких последних недель продолжается активная дискуссия о том, в каком порядке и размере должен быть совершен платеж в бюджет и какие предприятия отдадут на это часть своей прибыли. Своей позицией о наличии правовых оснований к такому платежу поделился налоговый юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский:

«Прежде всего, необходимо определиться с тем, что из себя представляет сам платеж, каков его правовой статус, общая сумма и размер перечисления каждым плательщиком. А также, по каким критериям будет сформирован круг плательщиков. При этом в публичном пространстве озвучиваются различные, порой взаимоисключающие друг друга мнения.

Самую парадоксальную позицию высказал российский миллиардер Олег Дерипаска. Он считает, что добровольный платеж в бюджет необходимо увязать со списанием налоговой задолженности на аналогичную сумму. Это, по его мнению, послужит мощным стимулом для развития отечественной экономики. Правда, миллиардер не пояснил, чем руководствовался, делая подобные умозаключения. Очевидно, он забыл, что реализованные за последние три года меры по поддержке бизнеса заключались в основном в снижении налоговой нагрузки и, как следствие, недополучению льготируемых сумм бюджетами различных уровней. Уже поэтому предложение Дерипаски можно считать полностью оторванным от действительности.

В то же время, президент РСПП Александр Шохин несколько раз заявлял, что консенсус с правительством практически достигнут, осталось урегулировать несколько правовых вопросов, которые решаются внесением изменений в налоговый кодекс, устанавливающими единоразовый сбор с предприятий, отвечающих определенным критериям. С последним я не могу согласиться хотя бы в силу нормативного определения понятия «сбор», заложенного непосредственно в кодексе. Статья 8 НК РФ императивно закрепляет обязательный характер сбора. Более того, в ответ на перечисление средств в бюджет государство должно совершить в отношении налогоплательщика юридически значимые действия, такие как выдача лицензии или разрешение осуществлять предпринимательскую деятельность на определенной территории.

Первый вице-премьер правительства Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов оказались более осторожны в высказываниях. А. Белоусов сообщил журналистам, что речь идет именно о добровольном взносе в бюджет от бизнеса. В ряде отраслей в силу объективных причин, связанных, в первую очередь, с положительной конъюнктурой цен, были достигнуты рекордные финансовые показатели в сравнении с предыдущими годами. Именно этот фактор должен стать основополагающим для того, чтобы предприятия могли поделиться с государством без ущерба для себя. Глава Минфина предложил при расчете базы платежа исключить вложения, направленные на инвестиции в развитие производства. По его словам, общая сумма сбора должна составить порядка 250 млрд рублей.

Кремль, судя по всему, решил не вмешиваться и полностью передать ситуацию в компетенцию правительства. Единственное, на что обратил внимание пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в преддверии обращения Владимира Путина к Федеральному собранию, это на добровольный характер платежа. Что ранее уже было высказано первым вице-премьером.

При таких обстоятельствах вызывает некоторое удивление, что диалог правительства с бизнесом строится в основном через обсуждение данной проблематики большей частью с РСПП. В СМИ практически отсутствует информация о коммуникациях с «Деловой Россией», «Опорой России», ТПП и Копрорацией МСП. При этом базовым показателем годовой прибыли в размере 1,0 млрд рублей может похвастаться достаточно большое число средних, а в некоторых случаях и малых предприятий. И здесь важна не столько сумма в абсолютном исчислении, сколько рентабельность капитала, рост выручки на одного сотрудника и иные критерии, которые в комплексе могут указывать на наличие сверхприбыли.

Если продолжить тему экономических показателей, то следует отметить относительно небольшую величину общей суммы, которую предстоит собрать. 250 млрд рублей составляет около 1% от величины федерального бюджета и чуть более 0,16% от размера ВВП. В принципе, правительство может дать поручение главе ФНС Даниилу Егорову, и он соберет необходимую сумму через побуждение налогоплательщиков к уточнению налоговых обязательств не более, чем за неделю. Но подобное поручение даже не обсуждалось. Очевидно, помимо экономического смысла в данном случае имеет место некий политический контекст. Практически все крупные отечественные предприниматели понесли потери в результате западных санкций, несмотря на то что Путин неоднократно предупреждал об отсутствии механизмов правовой защиты выведенных за рубеж капиталов. Многие не прислушались тогда к его словам, считали, что пронесет. Не пронесло. Эти же предпринимателями оказались основными выгодоприобретателями тех мер поддержки, которые реализовывало правительство сначала в два пандемийных года, затем в один санкционный. Очевидно, настало время отдавать долги. Тем более, что последнее никто ни у кого не забирает…»

Подпишитесь