- Ирина Всеволодовна, президент считает, что необходимо вернуться к системе со сроком обучения от 4 до 6 лет. Также президент заявил, что после отказа от Болонской системы и перехода России на другую систему образования у молодежи должны появиться новые возможности. Что это за возможности? И значит ли это, что теперь повсеместно, как при СССР, студенты будут учиться 5 лет, а дипломы бакалавров и магистров будут не действительны?
- Нет, речь идет об интеграции советской системы в лучшие завоевания системы образования последних лет. Разумеется, все дипломы, которые были выданы до этого, будут действительны. Студенты, которые сейчас учатся в университетах, продолжат там обучение по действующим программам, полученные ими дипломы также будут легитимны. Бакалавриат и магистратура в ближайшие год-два точно останутся: 2023 -й год в конкретных цифрах приема и в программах в вузах уже сверстан, а на 2024 год скорее всего не успеют внести все изменения. Вообще, внесение изменений в программы - долгая процедура. Хотя это коснется не всех вузов. Например, в МГУ достаточно консервативная система, там на большинстве факультетов – специалитет, бакалавриат и магистратура коснулись только экономического факультета.
- Дипломы, полученные в рамках Болонской системы, признавали во всем мире. Не получится ли так, что полученные в России дипломы по новой или по «советской» системе будут действительны только внутри страны? Да и у нас иностранцы обучаться со временем, видимо, перестанут...
- Дипломы верифицируются международными независимыми агентствами. Если появляется новая образовательная программа, она проходит экспертизу, и ее вносят в реестр программ. У нас в стране есть такие независимые агентства. Они признают учебную программу соответствующей или не соответствующей той части, которая включена в реестр. Здесь проблема более глубокая – предоставление работы в соответствии с полученным дипломом по Болонской системе. Но дело в том, что с недавних пор для международных организаций закрыт сегмент пройденных в России по Болонской системе программ. За границей работодателям теперь не видны наши дипломы. Что касается признания наших российских дипломов – да, это в принципе возможно. Однако, приведу всего один факт: тех, кто продолжал за рубежом обучение по программе PHD, это что-то вроде докторантуры, после начала спецоперации попросили вернуться в Россию, разорвав сотрудничество. После начала СВО за рубежом, особенно в Европе, прервались многие научные связи, по сути, прекратилось участие зарубежной профессуры в работе наших вузов.
- Стали ли в России пересматривать отношение к выпускникам зарубежных вузов? Мы признаем их дипломы?
- В мире очень мало вузов, дипломы которых мы признаем. Их всего 220. При этом очень много странностей. Мы, например, признаем диплом французской Ecole Normale, которая, по сути, выпускает чиновников, но почему-то не признаем диплом Политехнического университета Парижа, с которым наша страна сотрудничала еще с 19 – го века: это давняя кооперация французской и русской инженерных школ. Среди вузов, дипломы которых мы признаем, много известных учебных заведений – таких, как Гарвард, Стэндфорд, других, признанных во всем мире. Но есть в этом перечне много вузов, которые, на мой взгляд, просто не нужны.
- Дипломы об окончании каких вузов , на Ваш взгляд, помогают при трудоустройстве больше всего?
- Насколько я знаю, наши крупные рекрутинговые агентства – такие, как HH.RU, уже лет 5 как исключили из своих параметров уровень образования. Работодателю важны опыт и навыки. Там действуют свои системы оценки компетенций. Это касается практически всех специалистов. Сейчас никто уже не обивает пороги работодателей, потрясая исключительно дипломом. Большинство устраивается через знакомых или рекрутинговые агентства, которым уровень образования в общем-то не важен. Для современного работодателя важно, чтобы человек соответствовал профессиональным стандартам.
- Не соглашусь с вами. Когда моя кандидатура утверждалась на пост руководителя телеканала, у меня потребовали в обязательном порядке диплом о высшем образовании, причем профильном.
- Для руководителей у нас действительно действуют странные стандарты, особенно в системе образования. Например, чтобы стать заведующим детсадом – в городе ли, в селе – требуется диплом об окончании магистратуры по управленческой специальности, просто педагогического образования не достаточно. То есть требования к заведующему детсадом равносильны требованиям к ректору вуза. Где в сельской местности человек сможет добыть такой диплом и такую специальность? В результате детсады присоединяют к школам или руководитель становится исполняющим обязанности на неопределенное время. Во многом к руководителям неадекватные требования. Конечно, их надо менять.
- Что значит для системы образования продекларированный поворот на Восток?
- Стоит признать, что выезжать на Запад на учебу наши студенты смогут теперь меньше, чем раньше. Выбор образовательной программы во многом зависит от языка. На англоязычные программы сейчас, надо признать, выбор невысокий. Да, есть Сингапур, Гонконг, вузы которых – в ТОПе мировых образовательных программ. Но жить там сложно. Даже в Израиле очень немного англоязычных программ. Да, есть франкоязычные программы, но едва ли найдутся студенты, которые захотят учиться во франкоязычной Африке. Есть достаточно известная Школа имени Примакова в Дубае, где учат студентов на русском языке по ФГОС. Минобрнауки решил открыть такое учебное заведение для тех, кто решил переехал в ОАЭ. Но учеба там подразумевает ассимиляцию с местной культурой, что приемлемо не для каждого.
- Ждет ли ведущие российские вузы радикальная перестройка образовательных программ в связи с тем, что провозгласил президент?
- Придется меняться. Однако, в ведущих российских вузах есть право на собственные стандарты образования, то есть на сочетание бакалавриата и магистратуры со специалитетом. Возможно, будет больше вариантов выбора программ, и это хорошо. Но ведь главное - это результат и знания, а не название программы.