Posted 22 февраля 2023, 05:40
Published 22 февраля 2023, 05:40
Modified 21 мая 2023, 11:16
Updated 21 мая 2023, 11:16
Юлия Сунцова
Мы уже писали о том, как выполняют в Московской области программу социальной газификации. Оператор АО «Мособлгаз» через суды добивается права безвозмездно подключать к частным газопроводам новых абонентов (жильцов). До сих пор было известно о принудительном использовании газопроводов дачных товариществ. Сегодня «раскулачивание» затрагивает уже и физических лиц.
Согласно «дорожным картам», исполнителем госпрограммы социальной газификации в 2021 году был назначен «Газпром», операторами – его структурные подразделения на местах. Госкорпорации было поручено осуществить разводку газопровода от границ муниципальных образований до границ домовладений.
На газификацию села выделяются огромные бюджеты. Вдобавок, в 2022 году дважды поднимались тарифы на газ. В повышение закладывались в том числе расходы на социальную газификацию.
АО «Мособлгаз» вместо того, чтобы на выделенные средства строить газовое хозяйство, изобретает «гениальное» решение. Зачем делать это самим, если можно просто отнять то, что уже построено. Во многих селах и деревнях газопроводы тянули на целину частные собственники, вкладывая в строительство инфраструктуры десятки миллионов рублей.
После выпуска материала до нас дошли свидетельства о новых «спонсорах» президентской программы социальной газификации.
По откатанному шаблону с дачниками, приглашения в суд от газовщиков стали приходить и обычным физическим лицам.
Уведомления «Мособлгаза» заслуживают отдельной награды за юмор.
Жительнице деревни Черное городского округа Балашиха Елене Зубовой «письмо счастья» свалилось летом 2022 года.
Оцените культуру диалога:
«В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации и во исполнение Плана мероприятий ОА «Мособлгаз» без привлечения средств населения выполняет мероприятия по подводке газа до границ негазифицированных домовладений <...>. На территории деревни Черное городского округа Балашиха Московской области находится газопровод низкого давления протяженностью 364 метра, заказчиком строительства которого Вы являетесь, согласно Акту приемки и который необходимо использовать в качестве источника для газификации негазифицированных домовладений».
Как же всё, оказывается, просто у «Мособлгаза» – если чья-то чужая собственность хорошая, то ЕЕ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ и на этом точка.
В уведомлении нет ни слова о компенсациях за внезапно возникшую у газовщиков нужду попользоваться чужим имуществом. Только чистое и незамутненное насильственное склонение к акту доброй воли.
«Учитывая сжатые сроки реализации поручения Президента России», собственнику предлагается в течение десяти дней с момента получения уведомления предоставить «Мособлгазу» согласие на безусловное подключение любых заявителей к газопроводу. Впрочем, согласие или несогласие граждан фактически не имеет никакого значения.
«В случае неполучения в указанный срок согласия на подключение АО «Мособлгаз» оставляет за собой право осуществлять подключение негазифицированных домовладений к принадлежащему Вам газопроводу», - уточняют газовщики. Под этой формулировкой подразумевается, что получить согласие собственницы «Мособлгаз» может и через суд.
Как раз такой суд сейчас идет над жительницей деревни Черное Еленой Зубовой.
8 сентября 2022 года Балашинский городской суд вынес решение о принуждении (!) ответчицы к выдаче согласия. Апелляционная инстанция подтвердила законность принятого решения. Елена пытается обжаловать его в Верховном суде.
Читать вердикт невозможно без гнева, это какое-то торжество кривого правоприменения:
«Обязать Зубову Елену Викторовну не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов к газопроводу c кадастровым номером <...> путем выдачи согласия на подключение.
В случае неисполнения решения суда Зубовой Еленой Викторовной в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, к газопроводу считать выданным Зубовой Еленой Викторовной», - пишет судья Балашинского городского суда Анна Шелобанова.
Ответчице в суде вдобавок попытались создать образ злостной нарушительницы, которая не дает проходу соседям и всячески покушается на их право на достойную жизнь:
«В силу положений ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу», - говорится в мотивировочной части решения.
- Только потому, что я не готова без вопросов о компенсации передавать свое имущество в безвозмездное пользование сторонним лицам, я вмиг оказываюсь очень плохим человеком, не патриотом, безответственным гражданином, не желающим своей родине благополучия и процветания, - рассказывает Елена. – В то же время все закрывают глаза на откровенные подлоги самого истца - «Мособлгаза».
Собственница поясняет, что принадлежащий ей газопровод спроектирован под давление (МПа) Р<0,002, выданная мощность потребления 4,95 куб. метров/час для обогрева дома.
Представители «Мособлгаза» предоставили в суд три договора о подключении с тремя новыми абонентами. В них газовщики гарантируют новым жильцам рабочее давлением (МРа) 0,003, и мощность 7,3куб. метров в час. Но таким характеристикам просто неоткуда взяться, объясняет Елена. Ее труба присоединена к деревенскому магистральному стальному газопроводу, его рабочее давление неизменно с даты постройки в 1973 году: (МПа) Р<0,002. Реконструкция не проводились и не планируются. Новых абонентов фактически обманывают при заключении договоров обслуживания, используя подложные данные и обещая невыполнимое.
В суде первой инстанции Елена ходатайствовала о приобщении к материалам дела независимой экспертизы с характеристиками газопровода, но ее просьбу не удовлетворили.
Встречный иск Зубовой к «Мособлгазу» о возмещении понесенных на строительство затрат при этом сходу отклонили. Судья посчитала, что убытки к настоящему моменту собственница еще не понесла (подключенных абонентов пока что нет).
Есть ли хоть какая-то логика в таком принуждении к согласию?
Истец – АО «Мособлгаз» объясняет свою императивность тем, что построенные частные газопроводы являются неотъемлемой частью газораспределительной сети на территории муниципалитета, а значит они просто не могут быть не задействованы в расширении этой сети…
Дошло до того, что в своих обоснованиях требований газовщики нарекают частных владельцев-физлиц «исполнителем программы социальной газификации»!
Участок земли в деревне Черное достался Елене Зубовой и ее мужу от родителей. В 90-ые колхоз имени Кирова был ликвидирован. Сельхозугодья по решению местного совета депутатов были размежёваны и переданы колхозникам под дачное хозяйство. В 1991-1992 годы сменилась категория этих земель – из сельскохозяйственных они перешли в земли для ведения личного подсобного хозяйства. В 2004-2007 годы местные власти разрешили строить на этих участках дома.
В 2010 году семья Зубовых обратилась в администрацию с заявлением о газификации деревни. Чиновники ответили, что денег на строительство газопровода у муниципалитета нет. Предложили начать строительство за свой счет, уверяя, что в последующем оно неоднократно «отобъется».
- Нас убедили, что в будущем мы будем подключать новых абонентов к своему газопроводу на возмездной основе и таким образом окупим затраты. Было даже постановление местных властей - оно предусматривало внесение единовременной платы собственнику за новые врезки. Но ничего подобного не произошло и по сей день. Если бы мы знали, как всё обернется на самом деле, отказались бы от идеи с газом и обходились бы дровами, - рассказывает «НИ» собеседница.
На многочисленные трехлетние согласования и на строительство газопровода семья потратила больше 1 миллиона рублей. При этом «газовым первопроходцам» навязали и никак не компенсировали аренду земли, на которой велось строительство газового хозяйства. Платить из личного кармана пришлось за проектирование объекта, за техусловия, за наем кадастровых инженеров, и за различные выписки, и за десятки печатей от всевозможных инстанций. К примеру, газопровод строился в водоохранной зоне и в тесном соседстве с кабелем Воентелекома, что требовало недюжинных организационных усилий.
В 2013 году построенный Зубовыми газопровод был официально внесен Росреестром в ЕГРН. В графе собственник и по сегодня значится Зубова Елена Викторовна, что кстати накладывает на нее не только права, но и серьезные обязательства.
- Налог за это имущество – около 2 тысяч в год. Обслуживание газопровода – около 12 тысяч в год. Плюс ежемесячная абонентская плата – около 5000-6000 тысяч в год в зависимости от расхода, - рассказывает Елена.
Новые подключенцы, несмотря на пользование чужим газопроводом, не готовы разделять бремя ответственности наряду с владелицей, да и никто их делать этого не обязывает.
Есть у Елены и еще один принципиальный вопрос к организаторам социальной газификации. Во всей существующей нормативной базе она не обнаружила каких-либо обязанностей по участию в социальной газификации физических лиц.
В № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; в Постановлении Правительства № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения»; в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы требования предъявляются исключительно к юридическим лицам.
Как же обходят этот неловкий момент суды? Они постановляют, что обязанности по социальной газификации распространяются на физических лиц ПО АНАЛОГИИ, так как они также являются основными абонентами…
- У меня есть свидетельство о собственности, разграничение балансовой принадлежности. Все расходы на строительство и вся ответственность по содержанию объекта – только на моих плечах. Если я даже не могу решать, кто и на каких условиях врезается в мою трубу, где же тогда тут право собственности, где тут собственник? А если кто-то захочет присоединиться ко мне непосредственно сквозь мой дом, суд тоже вынесет решение о непрепятствовании? Это же просто какой-то нескончаемый театр абсурда! - говорит Елена Зубова.
Она включает телевизор, открывает газеты, а там губернатор Московской области отчитывается от 100%-ой газификации уже в 2022 году. Но чем же тогда сейчас занимаются собственники газопроводов в судах и какие к ним могут быть претензии, если программа социальной газификации уже «успешно завершена?», задает она риторический вопрос.
- Вот уже две недели как «Мособлгаз» вслепую ведет раскопки под нашими окнами, не имея никаких схем и представлений о расположении газопровода. Если при новых врезках с трубопроводом что-то случится - произойдут утечки или несчастные случаи, я как собственник за всё несу ответственность, в том числе уголовную - за необеспечение безопасности при пользовании объектом, например. Нам, собственникам, видимо, остается только рыдать в подушку и думать, где же брать деньги на содержание трубы, которой будет даром пользоваться вся деревня? И молиться, чтоб с расширением сети абонентов и повышением нагрузки она не рванула. При этом препятствовать этому беззаконию мы не можем по решению суда. Какое же бесконечное унижение…
Каким же может быть выход из ситуации? Елена Зубова считает, что справедливым решением была бы сделка по продаже газопровода газовщикам. Как и дачные товарищества, она готова отдать трубу с большим дисконтом – ровно за ту сумму, которая была ею затрачена на строительство. Миллион рублей сегодня и 10 лет назад – совершенно разные деньги. Но газовщики не рассматривают даже такие супервыгодные условия.
- Когда анонсировали социальную газификацию, я подумала – ну, наконец-то, может быть, я избавляюсь от этой трубы, хотя бы по себестоимости. Невозможно больше тащить на себе эту миссию - продам ее и буду спать спокойно. Хорошо, что людям бесплатно проводят газ. Но я надеялась, что и нам в рамках этой программы окажут социальную помощь. Но оказалось, что не такая уж эта социальная газификация и бесплатная. Одним гражданам это бесплатно организуют попросту за счет других таких же граждан.
Напомним, социальная газификация стартовала в России в апреле 2021 года. Смысл инициативы заключался в газификации села, в бесплатном доведении газоснабжения до землевладений граждан.
1 июня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки в закон «О газоснабжении в Российской Федерации». До поправок «Газпром» отвечал только за доведение трубы до границ населенного пункта, а разводку до участков должны были производить местные власти. Однако денег в местных бюджетах на эти высокозатратные мероприятия за последние десять лет так и не нашлось.
В 2021 году по распоряжению президента правительство утвердило «дорожную карту».
За заведение голубого топлива в дом, как и раньше, платит сам собственник, тут изменений не произошло. Домовладению это обходится в среднем в 200 тысяч рублей, льгот не предусмотрено.
В апреле 2022 года на заседании Совета Федерации по газификации зампред Правительства Александр Новак признал, что проблема с основными абонентами не решена – нарушаются их конституционные права. Он пообещал, что изменения в нормативную базу, которые снимут вопрос, будут предложены в ближайшее время.