Posted 22 февраля 2023, 18:57

Published 22 февраля 2023, 18:57

Modified 22 февраля 2023, 18:59

Updated 22 февраля 2023, 18:59

Годовщина газового «развода»: Европа справилась, Россия вернет потерянное к 2030 году

22 февраля 2023, 18:57
Новая реальность: Европа за считанные месяцы приспособилась жить без российского газа, а «Газпром», оставшись без ключевого для него зарубежного рынка, теперь с надеждой смотрит в сторону Китая, на расширение экономической дружбы с которым потребуются годы.

Екатерина Максимова

До 24 февраля 2022 года экспертное сообщество, услышав такой прогноз, воскликнуло бы: это невозможно! Год назад ошиблась все. Обоюдная уверенность и Европы, и России заключалась в том, что «развод» в газовой сфере займет несколько десятилетий. По меньшей мере, на это уйдет 10-20 лет. 

Но «газовое чудо» произошло… 

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев объясняет, почему все прогнозы, на которые ориентировались и политики, и эксперты, и участники газового рынка не оправдались. 

-Первая и основная: никто не предполагал, что Европа, европейские политики и потребители будут готовы к периоду столь высоких цен. Все исходили из того, что для Европы важнее всего экономическая целесообразность, т.е. поддержание экономически приемлемого уровня цен на газ, электрическую и тепловую энергию, который обеспечивает конкурентоспособность электроэнергетики и весьма энергоемкого промышленного производства, а также приемлемые затраты для домохозяйств. И уровень цен, из которого все исходили, был достаточно низким – от 200 до 400 долларов за тыс. куб м.

 То, что Европа оказалась готова к экстремально высоким ценам на газ в 2022 году и к поддержанию цен на относительно высоком уровне, по крайней мере, еще в течение 2-3 лет, перевернуло всю картину мира. Именно эта готовность выдержать период высоких цен, не считаясь с огромными экономическими потерями, лежит в основе «газового чуда», которое произошло в Европе в 2022 году.  Если бы не высокие цены, этого чуда бы не случилось. 

 За счет высоких цен удалось привлечь на рынок много новых поставщиков газа, в первую очередь, поставщиков СПГ, которые иначе бы на этот рынок не пришли. Напомню, что до конца 2021 года европейский рынок СПГ был на задворках интересов большинства поставщиков, традиционно ориентировавшихся на Азию. Это был рынок, грубо говоря, остаточного потребления, но с 2022 года Европа перетянула на себя одеяло. И азиатские потребители оказались не способными конкурировать с ней по цене. Хотя определенную роль в снижении спроса на газ в Азии сыграли и неценовые факторы, прежде всего, «локдауны» в Китае.

Кроме того, высокие цены привели к резкому сокращению спроса. С августа 2022 года по январь 2023 года потребление газа в ЕС упало на 19,3% по сравнению со средними многолетними значениями 2017-2021 годов. Это даже выше, чем целевой уровень в 15%, который ЕС установил для себя в начале августа.

В отдельных странах спрос упал на 40-60%. И большую роль в этом падении сыграли именно высокие цены, больнее всего ударившие по энергоемким отраслям промышленности: металлургии, производству удобрений, строительных материалов, химической промышленности. Для них рост цен был очень болезненным и они отреагировали естественным образом –начали  сокращать производство, замещая его более дешевым импортом готовой продукции.

Однако не стоит здесь, как делают многие, впадать в крайность оценок: несмотря на все отмеченные негативные явления, общее промышленное производство в ЕС в декабре 2022 г. к декабрю 2021 г. снизилось всего на 0,4%, а если считать среднегодовые значения, то в 2022 г. оно выросло на 1,9% к уровню 2021 года. То есть даже несмотря на высокие цены на энергию, европейская экономика далека от «краха».

С другой стороны на спрос повлияли и погодные условия, которые стали вторым фактором европейского «газового чуда». Редко, когда бывают настолько мягкие осень и зима. Можно назвать это настоящим везением, которое невозможно было предугадать.

 Третья составляющая «газового чуда» – высокий уровень организации газового рынка с разных точек зрения: инфраструктурной развитости, организационно-технического обеспечения, рыночной зрелости, а также готовности и политиков, и энергетических компаний, и крупных потребителей, и инфраструктурных компаний, занятых в транспортировке и хранении газа, к солидарным действиям. Это сыграло заметную роль в минувшем году и будет играть важную роль в ближайшие несколько лет. 

 В целом под «газовым чудом» я понимаю резкую перестройку, очень быстрое приспособление (буквально за полгода) европейского газового рынка к потере своего крупнейшего поставщика, которым десятилетиями была Россия. Оперативную самобалансировку рынка в критических для него условиях. И Европа пока справляется с  этим весьма неплохо и намного лучше, чем кто-либо мог ожидать еще летом 2022 года.

Было-стало 

До 2022 года Россия экспортировала более 200 млрд газа. И почти все объемы трубопроводного газа уходили европейцам. Так, по итогам 2021 года Россия во все страны Европы (т.е. в ЕС, Турцию и балканские страны) импортировала около 170 млрд куб. м трубопроводного газа. 

С учетом всего случившегося в минувшем году, включая взорванные «Северные потоки», в 2023 году поставки, вероятнее всего, составят около 50 млрд кубометров. То есть Россия потеряет порядка 120 млрд куб. м  экспорта в Европу. И потеря европейского рынка, по приблизительным подсчетам,  минусовала из российского бюджета не менее 700-800 млрд рублей. Это потерянный доход от экспортной пошлины и НДПИ.  

«В случае нормализации политических отношений между Россией и ЕС (снятия общей напряженности, хотя бы частичной отмены санкций и пр.) возможно, скорее всего, восстановление экспорта в Европу условно с 50 до 70-100 млрд куб. м в год. Однако необратимые потери в экспорте на европейский рынок, если сравнивать с 2021 годом, можно оценить не менее чем в 70-80 млрд куб. м. Это тот объем экспорта, который мы потеряли навсегда», - говорит Алексей Белогорьев.  

Утеряны и основные маршруты поставок трубопроводного газа. Их осталось всего три: на турецкий рынок по «Голубому» и «Турецкому» потокам, «Балканский  газопровод» (продолжение «Турецкого потока» в балканские страны) и транзит через Украину. 

Дотянуться до Поднебесной

Теперь, как известно, вся надежда только  на Азию. Потому и изменилась риторика главы ПАО «Газпром» Алексея Миллера, который накануне заявил: азиатский рынок - самый динамичный в мире, Газпром видит на нем очень большие перспективы. 

В 2022 году в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» Россия экспортировала 15,5 млрд куб.м.  В текущем году будет приблизительно 22 млрд кубов. К 2025 году экспорт должен увеличиться до 38 миллиардов (но это все равно  почти в четыре раза меньше годового экспорта в Европу). 

Плюс к этому в 2026-2028 годах могут начаться поставки в Китай сахалинского газа. И тогда по отношению к 2022 году прирост составит около 32 млрд куб. м. Это то, что законтрактовано.

 «Помимо этого, продолжается обсуждение проекта «Сила Сибири-2». Это плюс еще 50 млрд кубометров, но из этого объема до Китая, скорее всего, дойдет не все. Что-то останется в Монголии, возможно что-то будет направлено на российский внутренний рынок в части газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Вероятно, до Китая, если этот проект вообще будет реализован, дойдет 40-45 млрд куб. м в год. - говорит Белогорьев. - И если смотреть на перспективу первой половины 30-ых годов, то можно говорить, что где-то 70-80 млрд кубометров, при самых благоприятных условиях, можно будет дополнительно поставлять в Китай. Еще раз подчеркну: если будут реализованы все заявленные Газпромом проекты, что пока не вполне очевидно. Это не гарантировано, но это возможно». 

Проще говоря, только через 10 лет Россия сможет восстановить экспорт трубопроводного газа к уровню 2021 года. И, прежде всего, за счет Китая. Но в стоимостном выражении этот экспорт будет, скорее всего, существенно отличаться - выручка и рентабельность от этих поставок  будет ниже, чем уже от былых поставок в Европу.

Впрочем, профессор, доктор экономических наук Игорь Липсиц ранее заявлял «Новым Известиям», что перспективы  проекта «Сила Сибири-2», на которую так рассчитывает Газпром, более чем туманны.

«Это всё пустые разговоры. Заявления, протоколы о намерениях, а денег на строительство нет. Предполагалось же, что инвестиции на эту стройку даст Китай. Как и при строительстве «Силы Сибири» – тогда Китай одолжил существенную долю средств, а Газпром построил и теперь расплачивается поставками газа. Разговоры идут, Си Цзиньпин кивает головой, но денег не дает. Поэтому «Сила Сибири-2» – это пока всё больше разговоры, чем дела. Чиновники обещают, все рисуют красивые картинки, а денег нет, и поэтому там пока туман, туман…», - полагает Игорь Липсиц.  

О том, что России еще очень и очень  долго придется восстанавливать поставки газа до былых значений, говорят и аналитики МЭА. По их прогнозу, только к 2030 году экспорт российского газа (включая СПГ)  составит около 130 млрд куб.м. Это треть от уровня, который назывался в предыдущих прогнозах  МЭА. 

Будет ли как раньше?

Эксперты института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)  отмечают, что на два ключевых вопроса - возобновит ли Европа импорт российского трубопроводного газа и починят ли «Северный поток»  - ответы пока отрицательные. 

«Но их положительное решение может оказаться совсем недалеко. Если в 2023 году СВО завершиться в каком-либо варианте, официально признанным мировым сообществом, европейский бизнес и потребители  вполне могут потребовать от своих правительств возобновления поставок российского газа для возврата к прежним комфортным ценам. Тогда вопрос будет поставлен так: хватит ли влияния администрации США  на руководство европейских стран и России, чтобы не допустить возобновления российского газового экспорта», - отмечают в ИРТТЭК. Но позицию Америки однозначно обозначила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, которая, как и вся администрация Байдена, рады тому, что «Северный поток-2» «теперь лишь груда металлолома на морском дне». 

«Поставки российского трубопроводного газа в Европу в 2023–2025 годах могут быть описаны всего двумя несложными сценариями, имеющими одну, но принципиальную развилку: произойдет ли, в какой степени и когда нормализация политических отношений между Россией и ЕС? Рассуждать о существенном увеличении экспорта можно, на наш взгляд, только в сценарии подобной «нормализации», экономические доводы здесь уже не сработают», - добавляют эксперты Института энергетики и финансов.

Но если представить, что Евросоюз и Россия вернуться к газовому соглашению, то пропускная способность от оставшихся в строю газопроводов  все равно не вернет прежних объемов. Россия  сможет экспортировать лишь около 77 млрд куб.м (по трубопроводу Ямал-Европа, «Турецкому потоку» и по уцелевшей ветке «Северного потока-2»). 

Эксперты Колумбийского университета США полагают, что вариантов использовать свой газ у России осталось немного. Это и и возможное возобновление экспорта в Европу, хоть и в меньших объемах; наращивание рекордов по поставкам в Азию; экспорта в Центральную Азию (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и др.);  увеличение экспорта СПГ; экспорт через посредников. И, конечно, увеличение внутреннего потребления. 

И при текущем уровне газификации России газовому гиганту есть куда стремиться. Средний уровень газификации по стране составляет чуть более 70%, но ряд регионов России не дотягивают  и до 20%. Только к 2025 году «Газпром», который тратил на газификацию страны лишь десятую долю своей  экспортной премии, обещал на 100% газифицировать лишь 35 регионов РФ.

Подпишитесь