Ставшие ненужными своим хозяевам, они оказываются в водоемах, где вытесняют аборигенные виды, но при этом не всегда могут сформировать самовоспроизводящиеся популяции, то есть те, в которых пополнение происходит за счет рождения черепашат. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале NeoBiota.
Красноухие черепахи — популярные домашние питомцы и декоративные прудовые животные. Молодые особи маленькие и очень яркие, поэтому привлекают внимание людей. Однако с возрастом многое меняется: черепахи вырастают и становятся не столь красивыми, к тому же агрессивными, не прочь укусить хозяина за палец. Из-за этого люди часто выпускают повзрослевших питомцев в ближайший водоем.
Эти черепахи очень хорошо адаптируются к новым условиям и вытесняют представителей местной фауны. Они с удовольствием начинают питаться головастиками, атакуют взрослых лягушек и утят, успешно конкурируют с аборигенными видами за пищу и места для принятия солнечных ванн и откладки яиц. Более того, красноухие черепахи скрещиваются с местными, что приводит к «генетическому загрязнению», а также являются переносчиками заболеваний, в том числе опасных для человека, например сальмонеллеза.
Чтобы предотвратить изменения в экосистемах, люди пытаются остановить распространение этого животного по всему миру. Например, торговля мелкими особями была запрещена в 1970-х годах в США, а ввоз этой рептилии в Европу полностью прекращен с 1997 года. Однако эти меры не помогли — сегодня красноухая черепаха расселилась на всех континентах, кроме Антарктиды. Ей комфортно жить в разнообразных условиях, так как взрослые особи переносят широкий диапазон температур и способны поедать почти все, что найдут.
Исследователи из Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН (Москва) совместно с отечественными (из 25 профильных научных организаций) и зарубежными коллегами (представителями 19 стран) с 2002 по 2020 годы собирали данные о распространении красноухих черепах в водоемах по всей Евразии. Кроме того, они использовали информацию об ареале этих животных из научных работ с 1968 года. Все полученные сведения ученые тщательно проверили, а в спорных случаях, когда не было координат местонахождений или возникали сомнения в том, была ли там черепаха нужного вида, специалисты запрашивали дополнительные данные из научных центров. Также биологи использовали данные из Глобальной информационной системы по биоразнообразию с записями 1978–2020 годов.
В результате ученые проследили, как красноухие черепахи захватывали водоемы Евразии. Оказалось, что географическая экспансия этих рептилий началась на рубеже 1960-х и 1970-х годов с двух сторон: из Европы и Восточной Азии. Если другие инвазивные виды, как правило, начинают распространяться из ограниченного числа очагов, то характерной чертой красноухих черепах является распространение из множества точек материка. Уже к началу 2020 года ареал этой рептилии охватывал 68 стран Евразии.
Успешнее всего оказались черепахи, поселившиеся в прибрежных районах и на островах Евразии. Именно здесь сейчас живут особи, которые эффективно размножаются и даже формируют популяции. Их менее удачливые сородичи создают преимущественно «псевдопопуляции», в которых численность растет не за счет естественного размножения, а из-за того, что люди выбрасывают своих домашних питомцев в местные водоемы. Если выпустить черепаху в дикую природу, этот вид может прожить до 30 лет.
«Экономически эффективная стратегия контроля инвазионной красноухой черепахи в больших странах с различными климатическими зонами должна отличаться для трех географических областей. Это, во-первых, область истинной инвазии (в пределах потенциального ареала размножения), во-вторых, область условной инвазии (в пределах потенциального ареала зимовки, но вне потенциального ареала размножения) и, в-третьих, область без потенциала для размножения и зимовки. Тем не менее, некоторые защитные меры, например запрет на импорт и торговлю, эффективны только на уровне всей страны и поэтому должны применяться на национальном уровне», — рассказывает основной исполнитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Андрей Решетников, кандидат биологических наук и старший научный сотрудник ИПЭЭ РАН.