Ирина Мишина
В редакцию "НИ" обратились активисты Московской областной организации Всероссийского общества охраны природы и координаторы проекта «ЭКОРЕЙД». По их данным, вблизи участков водозабора на Истринском, Клязьминском и Химкинском водохранилищах в нарушение природоохранных норм уничтожается реликтовый лес и наносится непоправимый вред экосистеме.
Питьевая вода вперемешку со строительным мусором?
«Строительным мусором засыпаны сразу 3 участка зоны санитарной охраны водоема. В частности, в районе коттеджного поселка «Большая вода» Истринского района. При строительстве коттеджного поселка перекрыли заводь и засыпали русло строительными отходами», - рассказывает экологический активист Надежда Переверзева. - Все это происходит вопреки закону. Известно, что статья 65 Водного Кодекса РФ запрещает в границах прибрежных защитных полос водоемов распашку земель и размещение отвалов размываемых грунтов».
На месте этой насыпной дороги раньше была река. Но дорога оказалась важнее чистой воды…
«Массовая застройка мест пояса санитарной защиты и сброс мусора и сточных вод в этих местах ведёт к тому, что вода в районе водозаборов питьевой воды станет примерно такой же, как видят её горожане в пределах самого города. Наверное, если бы москвичи узнали, что вода, которая попадает им на стол из обычного водопровода, берется где-нибудь в районе Лужников или напротив Московского Кремля, то многие из них перестали бы не то что пить эту воду, даже отфильтрованную, но и перестали бы принимать душ и даже умываться этой водой, как бы их не убеждали в том, что на специальных станциях водоподготовки эту воду довели до нормативного качества», - считает член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, все источники питьевого водоснабжения, а также основные притоки рек первого порядка, то есть непосредственно впадающие в реки, находятся в первом и втором поясах зон санитарной охраны. Основная цель этих зон-защита источников от засорения и истощения. Однако, чиновники Бассейно-водного управления выдали разрешение на освоение бизнесом защитной зоны водоемов вблизи от мест водозабора.
Аналогичная ситуация с загрязнением источников водозабора - и на других источниках питьевого водоснабжения. Так, экоактивисты обнаружили незаконные разрешения на сбросы в Химкинское водохранилище, где обитают такие виды рыб как щука, окунь, ерш, уклейка, карп, сом, карась, плотва, лещ. Информация о сбросах находится в государственном водном реестре, где содержится информация, кому и когда в нарушение закона были выданы разрешения на сброс.
Жертвой чиновников Московско-Окского БВУ стало и Клязьминское водохранилище – один из крупнейших искусственных водоемов Подмосковья, расположенный к северу от столицы. Оно было образовано в 1937 в результате строительства на реке Клязьма Пироговского гидроузла. Его главная задача - обеспечение устойчивого водоснабжения Москвы, а также регулирование уровня воды в Москве-реке и Клязьме.
Еще один вопиющий случай экологи зафиксировали на реке Уча, основном водотоке Учинского водохранилища, вода из которого также поступает на станции водоподготовки. Это крупнейший водоем, относящийся к каналу Москва-Волга. Его используют на Восточной водопроводной станции, а также на Северной водопроводной станции, которые питают столицу водой.
«Сбор сточных вод коммерсантами идет непосредственно в само водохранилище, причем это не единичный сброс, их было уже около 4-х. Какой объем сточных вод попадает в водохранилище и соответственно угрожают местам водозабора, на сегодня точно сказать нельзя, но это факт. Однако, сейчас происходит сток в районе Долгопрудного, зафиксировано 8 сбросов в Клязьминское водохранилище – это делают разные организации от ИП до муниципальных предприятий. В частности, мы «поймали за руку» Муниципальное унитарное предприятие «Инженерные сети г. Долгопрудный», в Химках сбрасывает ООО «Акваспорт», в реку Учу сбрасывает сточные воды ОАО «Водоканал Мытищи». Многим из них выданы официальные разрешения Московским Окско-бассейновым управлением на сброс сточных вод в непосредственной близости от зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения вразрез с Водным кодексом РФ», - заявила «НИ» зам. председателя Национального водного совета Мария Орлова.
«Ежегодно федеральный бюджет тратит миллиарды рублей на расчистку водных объектов, в том числе и в рамках национального проекта «Экология», а чиновники Московско-Окского бассейна водного управления своими действиями фактически уничтожают эти водоёмы. Выдача разрешений на сброс сточных вод противоречит Водному Кодексу Российской Федерации. Тот, кто подписывал и выдавал эти документы заранее знал, что идёт на нарушение закона», - заявила профильный эксперт, выпускник Тимирязевской академии Анна Ромашина.
Мы направили запрос руководителю Московско-Окского бассейнового управления В.Г.Астахову с просьбой объяснить, какие основания нашлись для выдачи разрешений на сброс сточных вод в источники питьевого водоснабжения в указанных случаях. На момент публикации ответ редакцией получен не был. Если он поступит – непременно его опубликуем.
Такой подход к источникам водозабора питьевой воды, вероятно, опирается на предыдущие нормативно-правовые акты. Как известно, в феврале 2021 года было отменено законодательное ограничение на приватизацию и оборот участков во 2-м поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
А до этого, в декабре 2019 г., главы Москвы и Московской области С.Собянин и А.Воробьёв своим совместным постановлением «снесли» все нормативные правовые акты правительства РСФСР, принятые в период с 1940 по 1974 год, которые устанавливали границы и режимы санитарной охраны источников водоснабжения московского водопровода, многократно сократив площадь охраняемых территорий. Их в Москве и Московской области не стало вопреки требованиям федеральных Санитарных правил 2010 г. Действует на сегодня только межрегиональный нормативный акт 1980 г. – Решение исполкомов Моссовета и Мособлсовета, действие которого ограничивается территорией Лесопаркового защитного пояса Москвы не далее 20-25 км от МКАД.
У многих может возникнуть вопрос: ведь в Москве несколько станций водоподготовки, неужели они не спасут ситуацию с загрязнением источников водозабора?
Да, в Москве работают 4 станции водоподготовки. Их общая мощность - 6,37 млн. кубометров в сутки. Воду очищают и подают в город Рублевская и Западная станции, из Волги – Восточная и Северная станции. Как сообщили «НИ» в АО «Мосвдоканал», доля Москворецкого источника (Рублевской и Западной станций водоподготовки) в производстве питьевой воды для водопровода города составила 66,3%. Но даже эти мощные станции не спасут ситуацию.
«Если первое время станции водоподготовки могут ещё справляться с загрязнением природных водозаборов, то со временем, при деградации речных и околоводных экосистем, эффективность технических способов очистки воды резко снижается. По крайней мере, водоподготовка до уровня нормативного качества «столовой» воды станет намного дороже. В воду будут попадать вредные бактерии, с которыми очистные сооружения в какой-то момент перестанут справляться», - считает член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
Пройдя во время съемок одного из своих фильмов на Западной станции водоподготовки все стадии очистки воды, я, честно говоря, пришла в ужас: то состояние, в котором вода поступает на станцию, откровенно пугает.
Дело не только в серо-буром цвете воды и не в количестве мусора, которое видно даже невооруженным глазом, а в бактериях, которые продемонстрировали мне в лабораториях.
В пробах воды, взятой из источников питьевого водоснабжения – огромное количество кладоцер – ракообразных, которые населяют водоемы, и клостридий. Для справки: бактерии рода клостридий вырабатывают наиболее сильные из известных ядов – бутулотоксин. К тому же сток вод вызывает массовое размножение в воде цианобактерий. Их взрывной рост в местах стока виден на фото.
«В результате стока в места, непосредственно прилегающие к зонам санитарной охраны река станет источником цианобактерий, которые начнут разлагаться взрывным образом, начнется размножение сине-зеленых водорослей. Это будет катастрофой для питьевого водоснабжения. Токсин сине-зеленых водорослей действует на центральную нервную систему животных и людей, это проявляется в возникновении параличей конечностей, сбое ритма центральной нервной системы. При хронических отравлениях цианотоксинами уменьшается количество эритроцитов, происходит угнетение тканевого дыхания. Падает иммунитет. В плане воздействия на обменные процессы и тканевое дыхание животных и человека токсин сине-зеленых водорослей является крайне опасным», - заявил «НИ» эколог, гидролог, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян.
Нового подорожания ЖКХ не избежать?
Из сложившейся ситуации всего два выхода: завозить воду из других регионов, либо строить новые водоочистные сооружения.
«Если не ограничить застройку в водосборной площади водных объектов, не устранить сток в местах, являющихся источниками питьевого водоснабжения мегаполиса и его агломерации, придется строить дорогостоящие очистные сооружения и тратить на это огромные деньги. Если вода станет не доступной по эпидемиологическим соображениям, воду придется завозить из других регионов, что в свою очередь тоже приведет к многократному удорожанию системы ЖКХ. Речь идет не только о питьевой воде. Если сток от домов, коттеджей и СНТ будет идти прямо в реку, купаться там будет уже не безопасно», - считает член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
В любом случае система водоочистки в случае загрязнения мест санитарной охраны водоснабжения может стать «золотой». Она будет стоить огромных денег. Откуда их взять? Разумеется, с населения. Как следствие возрастут тарифы ЖКХ на воду. Второй способ – платить за все государству. Но в этом случае вырастут налоги. То есть платить будут те же люди, но по-другому. Есть и третий вариант: обойтись вообще без дополнительной очистки. Но это будет страшная угроза здоровью огромного количества людей. И ради чего все это? Ради того, чтобы построить несколько корпусов в коттеджном поселке?
Складывается впечатление, что у бизнесменов простая логика: «После нас хоть потоп!».
П.С. Редакция получила ответ из Московско-Окского бассейнового водного управления. В нем, в частности, подтверждается ровно то, что вызывает беспокойство у экспертов и экологов : «В соответствии со ст. 6.4. Федерального закона №73-ФЗ от 03.06.2006 «О введении в действие Водного кодекса РФ» сброс сточных, в том числе дренажных вод в объекты, расположенные в границах 2 и 3 поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Водного кодекса РФ, допускается с соблюдением санитарных норм и правил. Таким образом, действующее водное законодательство не запрещает осуществлять сброс сточных вод в питьевые водохранилища, при соблюдении требований. Физические и юридические лица с заявлениями о выдаче разрешительных документов на в районе земельных участков с указанными адресами в адрес Управления не обращались».
Таким образом, работы на земельных участках с кадастровыми номерами 50:08:0070352:193; 50:08:0070330:27; 50:08:0070330:329, где в нарушение природоохранных норм уничтожается реликтовый лес и наносится непоправимый вред экосистеме Истринского водохранилища, происходят незаконно и должны быть остановлены.