Иван Зубов
НИУ ВШЭ подготовил объемный доклад («Импортозамещение в России: вчера и завтра», руководитель авторского коллектива Юрий Симачев), в котором исследована постсоветская история оптимизации промышленного импорта и его замещения отечественным производством, а также сформулированы рекомендации, как проводить структурную перестройку экономики в соответствии с политическими реалиями.
Таким образом, по мнению экспертов, политика импортозамещения, которую форсирует правительство, получила концептуальную основу.
1. Авторы доклада отмечают, что замещение импорта в России ведется уже не менее 15 лет, от простого использования западных технологий (2004) до снижения импортозависимости в стратегических сферах и восполнения выпавших звеньев в технологических цепочках (2022). Но системный и целевой характер такая политика приобрела только в последние три года, получив дополнительный импульс с введением санкций и ужесточением режима международной торговли. Расчеты на то, что вступление в ВТО (2012) откроет путь к приобретению передовых западных технологий, не оправдались, что стимулировало развитие отечественной научной базы и оригинальных разработок.
2. Сегодня промышленный комплекс России зависит от импортных поставок на 39%, что сопоставимо с аналогичными показателями в США и Индии. В последние годы эту зависимость удалось сократить на 10-15% по оценкам экспертов. Сам по себе импорт не является негативным фактором, будучи естественным следствием интеграции в мирохозяйственные связи. Однако ведущие страны Запада используют свое технологическое превосходство в политических целях, пытаясь сохранить сложившийся уровень потребления за счет стран «третьего мира». Россия практически полностью обеспечивает отечественной продукцией промышленность стройматериалов (96%), транспортное машиностроение (92%), черную металлургию (92%). Велика зависимость от внешних поставок в станкоинструментальной промышленности (24%), медицине и фармацевтике (31%) детских товарах (31%). В целом в результате «реформ» 90-х сформировалась тенденция, по которой экономика росла за счет развития «простых» производств с низким уровнем добавленной стоимости.
3. В этой геополитической обстановке эксперты НИУ ВШЭ предлагают ряд мер, форсирующих импортозамещение, сочетая планово-административные рычаги и экономические стимулы: прямую финансовую поддержку компаний, выделяя приоритетные высокотехнологичные отрасли и село; субсидирование процентных ставок и НИОКР; ограничение доступа части зарубежной продукции на внутренний рынок; сокращение доли зарубежных товаров и продукции в госзакупках; стимулирование спроса на российские товары и другое. Этим целям должна быть подчинена деятельность созданная правительством структура институтов развития (ФРП, ВЭБ.РФ, корпорация МСП). Рыночные отношения сами по себе такие задачи решить не могут в силу высоких финансовых рисков по мнению одного из авторов доклада, главного экономиста ВЭБ.РФ Андрея Клепача. Государство должно инициировать и контролировать эти процессы на основе информационных технологий и стратегического планирования, создавая ключевые компоненты «пороговых уровней» импортозамещения.
4. Важнейшую роль в насыщении потребительского рынка будет играть малый и средний бизнес с его неоспоримыми преимуществами в гибкости и оперативности. Правительство РФ в последние годы создало системную линейку инструментов поддержки МСП в импортозамещении (льготные кредиты, лизинг, финансирование ФРП). Потенциал МСП, сочетаясь с мощной комплексной государственной политикой, способен полностью решить проблемы импортозамещения, которые авторы доклада систематизировали по семи направлениям — от мобилизационной активности до выстраивания стабилизирующих производственных цепочек внутри страны, которые будут обеспечивать внутренние потребности устойчивыми продуктами-субститутами.