Иван Зубов
События в Украине, как известно, обернулись не только глубокими внешнеполитическим и экономическим кризисом для нашей страны, но и не менее глубоким культурным. Не секрет, что страну покинули многие известные художники, музыканты, писатели и артисты. Оно бы ничего, поскольку России к такому не привыкать, она это проходила ровно 100 лет назад, когда страну покинул буквально многие деятели культуры. Но есть в этом и очень существенное отличие. На него обратила внимание литературный критик Елена Иваницкая, отметив весьма своеобразную логику, которую применяют отечественные патриоты в отношении покинувших страну «врагов» Они заявляют буквально следующее: «Родина или Россия дала, допустим, Кириллу Серебренникову или Алле Пугачевой, или Андрею Звягинцеву все, а они плюнули своему народу в глаза и уехали…». То есть вывод нужно сделать из этого такой: вот это «всё» – деньги, звания, имена на афишах и обложках, народную любовь и т.д. – забрать назад, а беглецов оставить ни с чем.
Между тем, 100 лет назад представить такое было немыслимо, и и по очень простой причине: деятели культуры практически никак не зависели от государства, не получали от него ни дач в Переделкине, ни квартир, ни миллионных гонораров за верную службу. Достоевский, допустим, едва сводил концы с концами даже несмотря на свою уже европейскую славу. Уж не говоря про других, менее известных писателей и художников. Деятелей культуры развратила именно Советская власть, поставив их в политическую зависимость от себя в обмен на сытую жизнь.
Любопытно в этой связи рассуждение литературного критика Ольги Бугославской:
«В ходе этого нехитрого рассуждения замечательны три аспекта, которые это рассуждение включает или подразумевает:
И действительно, как пишет Елена Иваницкая: «корни, истоки этого знакомы всем, кто прошел советское воспитание: партия тебе ВСЕ дала (вариант - советская власть тебе ВСЕ дала).»
Аналитик Владимир Сазонов добавляет:
«У нас все телеканалы – государственные, практически все фильмы не обходятся без госфинансирования. Многие карьеры именно что созданы бюджетом и допуском в экран. Нам нужен нормальный культурный рынок, когда всё искусство будет финансироваться потребителем, а не жителем-налогоплательщиком, которому вообще не нужны 9 из 10 мусорных фильмов.»
А блогер Андрей Макаров обращает внимание на культурное многообразие, которое теряет страна с отъездом многих творцов:
Мне не особо нравится творчество Земфиры* и Макаревича*, у БГ нравится кое-что избирательно, но их роль в создании полифонии, многообразии, контрапунктов. Она важна. Иначе мы скатимся снова в терминологии "дегенеративного искусства" и "правильного искусства". А это уже первый шаг сами знаете к чему…»
*признаны иноагентами в РФ