Posted 16 февраля 2023,, 11:02

Published 16 февраля 2023,, 11:02

Modified 16 февраля 2023,, 11:04

Updated 16 февраля 2023,, 11:04

Главное – еда и лекарства: россияне переходят на «консервативное потребление»

Главное – еда и лекарства: россияне переходят на «консервативное потребление»

16 февраля 2023, 11:02
Фото: 1MI
Социологи утверждают, что граждане России уже привыкли к инфляции и постоянному росту цен и предпочитают «беречь свои нервы», а деньги тратить только на самое необходимое
Сюжет
Еда

По информации, которую приводят экспертные каналы, инфляция в России составила за год 11,8%. Тем самым наша страна вышла на третье место в мире по этому показателю, значительно уступая Аргентина (98,8%) и Турции (57,68%), но лишь немного опережая Италию (10,1%) и Великобританию (10,1%). Между тем, эксперты сходятся на том, что жители крупных российских городов постепенно привыкают к продолжающемся росту цен на продукты питания, а также товары первой необходимости и сейчас склонны обращать все меньше внимания на этот параметр, рассматривая его как очевидный для, как минимум, ближайших 3-6 месяцев.

Тем более, как утверждают аналитики канала «Экономика по Гуриеву», денежные власти страны научились бороться с инфляцией, а потому резкого снижения уровня жизни в России не будет:

«После обвала рубля 2014 года Центральный банк построил систему гибкого обменного курса, инфляционного таргетирования. В целом удар по российской экономике сегодня гораздо сильнее, чем в 2014 году, но та система, которая выстроена за последние годы позволяет бороться с инфляцией относительно эффективно, особенно когда у вас есть вот такой ветер в спину, попутный ветер высоких нефтяных цен, отсутствия нефтяных санкций и падения импорта. Что будет происходить сейчас? Скорее всего, рубль ослабеет, ведь сейчас введены санкции и потолок цен, но это не будет катастрофической паникой, это будет плавное снижение по мере снижения нефтяных доходов…»

Этот  вывод подтверждают и аналитики канала «Незыгарь», ссылаясь на социологические исследования. Так весной и летом прошлого года их результаты показывали значительный запрос к государству на снижение текущего уровня инфляции, который общество рассматривало как очень высокий.

Зато фокус-группы, проведенные в 2023 г., показывают, что социум уже ментально готов к такой ситуации: респонденты отмечают рост цен, но уровень ожиданий относительно обуздания инфляции в ближайшие месяцы существенно снизился:

«Одна из наиболее характерных реакций на происходящее среди работающих россиян с доходами от среднего и выше – стараться как «можно меньше обращать внимание на инфляцию» и «не портить себе нервы». При этом сегмент с доходами ниже среднего и, особенно, пенсионеры называет фактор инфляции как беспокоящий их постоянно.

Согласно данным количественных соцзамеров «ФОМ» текущий рост цен социум оценивается несколько ниже, чем на протяжении 2022 г., однако по-прежнему как достаточно высокий. Диапазон выбирающих вариант ответа «цены на продукты и товары в этом месяце росли быстрее чем в предыдущие месяцы» варьируется от 18% до 42%, а наибольший уровень беспокойства отмечен в таких сегментах как мясо и птица (36%), молоко (32%), рыба (31%), лекарства (35%), услуги ЖКХ (42%).

В последнем параметре нашел отражение фактор индексации тарифов, который для населения стал особенно заметен в январе и феврале этого года: эти цифры, как и данные фокус-групп, показывают, что для общества индексация тарифов ЖКХ на фоне общего повышения цен оказалась достаточно существенной.

Также фокус-групп в крупных городах и мегаполисах отмечают сложности в связи с лекарствами: большинство указывают не только на факты удорожания (намного выше среднего уровня инфляции), но и на то, что в аптеках стали чаще отсутствовать необходимые препараты.

Согласно данным ЦУР, наиболее частые жалобы на отсутствие в аптеках таких препаратов как «Нурофен», «Пандол», «Гексорал», лекарств от диабета, а также некоторых видов антибиотиков. Фокус-группы также подтверждают имеющиеся данные аналитики ЦУР о том, что жалобы на отсутствие препаратов становятся все больше.

Прогнозы респондентов, которые они дают в рамках фокус-групповых исследований показывают, что подавляющее большинство ожидает что цены в ближайшие месяцы продолжат расти. Этот фактор работает на модель консервативного потребления, так как многие отмечают, что нужно сохранить средства, прежде всего, на самое необходимое: продукты питания и лекарства…»

 

"