Екатерина Максимова
Что уже весной начнет происходить на всех автозаправках страны - в интервью с экспертом аналитического центра «ИнфоТэк», доцентом Финансового университета при правительстве РФ Валерием Андриановым.
- В марте этот резко подешевевший на СПбМТСБ опт дизеля и бензина "дойдет" до розницы. Ждать ли автомобилистам, что горючее на АЗС весной начнет заметно дешеветь?
- Оптовые и розничные рынки в России в принципе слабо связаны между собой и ценообразование на них практически никак не коррелирует друг с другом. И если в оптовом рынке существую рыночные инструменты ценообразования, включая конкуренцию и прочее, то розничный рынок фактически находится в режиме ручного управления со стороны государства.
То есть цены в рознице жестко контролируются государственными структурами. Прежде всего ФАС, которая не допускает рост цен на топливо на размер, превышающий уровень инфляции. Поэтому в России традиционно сложились перекосы. Оптовые цены могут расти, в то время как розничные цены стагнируют. В отдельные периоды возможна даже такая ситуация, когда реализация в рознице идет для крупных нефтегазовых компаний по себестоимости или даже в убыток. Проще говоря, крупные компании получает свою маржу в звене оптовой торговли. И по требованию государства фактически смирились с отсутствием доходов в розничном звене.
Поэтому и сейчас колебание оптовых цен фактически не транслируется на розничный рынок. Для розницы это хорошо, поскольку в случае роста мировых цен на нефть мы не платим за бензин больше. Но отсюда следует и другое правило: в случае падения нефтяных цен бензин для российского потребителя тоже не дешевеет.
-Это правило четко работало до вступления в силу эмбарго, но с сейчас экспорт российских нефтепродуктов фактически парализован. Куда девать бензин?
-Да, текущая ситуация несколько иная. У нас действительно происходит некоторое затоваривание рынка из-за вступившего с 5 февраля эмбарго.
Сейчас идет перестройка логистических цепочек экспорта. Есть возможность перенаправлять наши нефтепродукты на другие рынки. Как на азиатские, так и на рынки других регионов мира. Но тем не менее, да, именно сейчас у нас образовался переизбыток нефтепродуктов. Что и привело к падению оптовых цен. Приведет ли это к снижению в цен в розницу?
Я думаю, что не исключена некоторая небольшая корректировка вниз, учитывая вот такую вот экстраординарную ситуацию. Но на самом деле это не очень хорошо ни для государства, ни для нефтяных компаний. Не хорошо это и для конечного потребителя.
-Миллионы автомобилистов сейчас удивятся…
-Объясню почему. Поскольку рыночные компании получали прибыл в оптовом звене, то сегодня они этой прибыли фактически лишаются из-за падения биржевых цен. И если к тому же произойдет снижение цен в рознице, то нефтяники абсолютно потеряют стимул для развития нефтепереработки.
Кроме того, сейчас происходит увеличение налогового давления на нефтяные компании. Это происходит не только в сфере добычи (а вы помните, что в ноябре 2022 года были приняты поправки в налоговое законодательство, которые усилят налоговый пресс). Кроме того озвучивается идея введения экстраординарных налогов с ряда сырьевых отраслей. Более того, пересматривается налогообложение самой нефтепереработки. Сейчас происходит корректировка механизма демпфера, что также снижает привлекательность нефтепереработки для нефтяных компаний.
-То есть вместо переизбытка страна может получить дефицит топлива?
-Да, в результате мы можем столкнуться с нехорошей ситуацией. Логистические цепочки рано или поздно будут налажены, наши нефтепродукты все-таки пойдут за рубеж, я в этом уверен. И если мы сейчас подкосим наши нефтяные компании, отнимем у них стимул для развития нефтепереработки, то в конечном итоге может пострадать не только экспорт, производство, но и внутренний рынок. Если их заставят снизить цены в рознице, точнее, сам рынок заставляет, то возникает вопрос: а зачем собственно вообще отправлять нефть на НПЗ, когда ее можно отправлять или за рубеж или просто сокращать добычу.
Поэтому я бы не стал радоваться возможности того, что цены пойдут вниз. Если они пойдут вниз, то исключительно из-за сложившейся сейчас нетривиальной ситуации. Только из-за нее, а не из-за изменения государственной политики.
А для того, чтобы цены в принципе снижались, надо использовать методы четкого государственного регулирования. То есть стимулировать спрос внутри страны, вводить стимулирующие механизмы для самих нефтяных компаний. В этом случае можно как-то рассчитывать на снижение цен с положительным эффектом. В данном случае, подчеркну, снижение если и будет, то оно будет, во-первых, краткосрочным, во-вторых, фактически губительным для нефтегазового бизнеса. Конечно, этот бизнес не погибнет, но он получит некоторый отрицательный экономический эффект.
-Львиную долю розничного рынка прямо или косвенно контролируют нефтяные компании, которые вряд ли сами себе перепишут цены на своих автозаправках, а как при биржевых "качелях" поведут себя независимые игроки, владеющие только сетями АЗС?
-В данном случае в выигрышном положении оказываются независимые игроки рынка, в не ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания, - прим. ред.). Для них, конечно, сейчас наступил, можно сказать, экономический пир. Они всегда страдали от того, что цены в опте достаточно высоки, а цены в розницу сдерживались. Сейчас получается, что цены в розницу по-прежнему достаточно привлекательные, а опт дешевый. И я думаю, что сейчас спрос идет из-за того, что эти независимые компании накапливают запасы.
-То есть занимаются обычной спекуляцией?
-По мере имеющихся свободных емкостей запасаются относительно дешевым дизелем и бензином для того, чтобы потом реализовывать. Но возможность такого запасания тоже ограничена. И поэтому текущий спрос на дешевый дизель в оптовом звене также иссякнет, когда эти компании заполнят все имеющиеся у них мощности.
И в то же время эти малые игроки не настолько сильны, чтобы менять погоду на розничном рынке. Они вряд ли смогут как-то сбивать цены для ВИНК. К тому же это и им самим не выгодно. Они вряд ли будут играть на понижение и начнут демпинговать. Уверен, что как и прежде они будут ориентироваться на ВИНКи.
-Вы оптимистично отметили, что экспорт российских нефтепродуктов, несмотря на потерю европейского рынка, скоро наладится. Управляющий партнер "Петролиум трейдинг" Максим Дьяченко полагает, что наш экспорт со временем станет аналогом своп-операций. То есть российские нефтепродукты начнут скупать страны Азии и перепродавать в Европу.
-Много будет зависеть от того, насколько жестко европейские чиновники готовы использовать механизмы эмбарго. Будут ли они закрывать глаза на такие, скажем, серые операции. Я думаю, они будут закрывать глаза на это. Да, возможна такая ситуация: мы будет отправлять свое топливо на рынки Китая, Индии, других стран и как бы замещать внутреннее потребление в этих странах. А они свои собственные освободившиеся объемы уже будут отправлять на рынки Европы. Потому что они итак являются крупными экспортерами. Возможно, они просто воспользуются ситуацией и увеличат свой экспорт за счет того, что внутреннее потребление будут закрывать за счет российского топлива. Кроме того России надо искать и более мелкие рынки – к примеру, Малайзия, Индонезия и т.д. Есть много стран, где мы могли бы пристроить свою нефть и нефтепродукты.
- И как сейчас - только с дисконтом, который Минфин хочет ограничить уровнем в $34?
-Дисконт существует до тех пор, пока мы не наладили логистические цепочки. Наши экспортеры предоставляют покупателям скидки, пока нет достаточного количества танкеров, не налажена система страхования судов. Поэтому мы вынуждены использовать любую возможность, чтобы сбыть нашу нефть, даже сбрасывая цены. Но по мере развития этих механизмов дисконт будет снижаться. Хотя, думаю, цены на российское сырье для стран АТР все равно останутся ниже, чем мировые котировки. По сути возникают две разные системы цен. Цены в АТР будут освобождены от биржевой спекулятивной составляющей. Само ориентирование на цены марки Brent, на стоимость нефти на западных рынках уже перестало быть актуальным. Сейчас это уже две совершенно разные системы ценообразования.