Posted 15 февраля 2023, 08:28
Published 15 февраля 2023, 08:28
Modified 7 марта, 11:40
Updated 7 марта, 11:40
Екатерина Максимова
Как уточняют 15 февраля аналитики компании NF Group, общий объем нового предложения по итогам 2022 года составил 163 тыс квадратных метров, что на 68% меньше уровня 2021 года.
"Безусловно, 2022 год войдет в мировую историю как год глобальных трансформаций, которые оказали существенное влияние на рынок торговой недвижимости", - отметила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
По ее оценке, несмотря на события 2022 года, включая массовый уход зарубежных брендов, отмечается высокая "устойчивость регионального рынка к сложившимся структурным изменениям".
"Связано это прежде всего с тем, что присутствие международных брендов в регионах не было таким широким, как на столичных рынках. Конечно, там есть ряд сложностей, которые возникают не столько из-за ухода брендов, сколько из-за ослабления экономики и снижения потребительской активности", - уточнила г-жа Хакбердиева.
Самая большая концентрация торговых площадей по-прежнему фиксируется в Москве, где показатель обеспеченности качественными торговыми площадями составляет 228 кв м на тысячу человек. За год и с учетом новых ТРЦ этот показатель увеличился на 0,4%.
Из 28 новых ТРЦ 15 были построены в регионах (без учета Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга). Самые крупные объекты были введены в Челябинске и Перми.
По оценке NF Group, в ТРЦ, где после ухода иностранных партнеров опустели магазины, продолжается оптимизация площадей.
"Снижение объема нового строительства приведет к переосмыслению сектора, форматов объектов и созданию новых концепций ТЦ. Новый облик объектов будет все больше напоминать многофункциональный комплекс, совмещающий в себя различные полезные функции, при этом избыточная торговая площадь будет частично оптимизирована", - отмечают в NF Group.
"Новые Известия" сообщали, что в 2022 году об окончательном уходе с российского рынка заявили 23 ритейлера, 27 компаний продолжают работать в стране. 22 зарубежных ритейлера, у которых во владении находится 31 бренд, продали российские подразделения топ-менеджменту либо холдингам из России, Турции, Китая и Ближнего Востока. Самыми громкими новыми открытиями магазинов ушедших брендов в России были L'Occitane (!("Л'Окситан"), "OBI" (ОБИ), McDonald's ("Вкусно — и точка"), бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (новые названия RE, CR, M, "Син", "Хс"), CCC (Obuv), Mango.
За минувший год на российский рынок пришли и новые игроки, но всего девять зарубежных брендов. Годом ранее таких было 19. В список новичков, преимущественно, вошли Турция, Китай и Армения.
В конце 2022 года представители ТРЦ в лице руководства РСТЦ сообщили об ощутимом падении посещаемости магазинов. Трафик, по их оценке, сократился на 20%, а уровень вакантных торговых площадей вырос до 25-30%. Падение арендного дохода, по оценке бизнесменов, составил 35-45%.
Руководство РСТЦ тогда посоветовало своим представителям обращаться за помощью к региональным властям и настаивать на налоговых послаблениях. Участники рынка попросили губернаторов не начислять и не взимать с них налоги на недвижимое имущество, земельный налог до сентября 2024 года. Либо на 50% снизить коэффициенты, используемые при расчете налогов. Во многих регионах страны местные власти согласились с предложением бизнеса и ввели на 2022-2023 годы налоговые послабления.