Posted 15 февраля 2023, 08:28

Published 15 февраля 2023, 08:28

Modified 7 марта, 11:40

Updated 7 марта, 11:40

Обновили минимум: в России практически прекратилось строительство торговых центров

15 февраля 2023, 08:28
В 2022 году в России было построено 28 новых торговых центров, что на 64% ниже показателя 2021 года. Суммарный объем ввода ТРЦ в минувшем году стал минимальным за последние 20 лет.

Екатерина Максимова

Как уточняют 15 февраля аналитики компании NF Group, общий объем нового предложения по итогам 2022 года составил 163 тыс квадратных метров, что на 68% меньше уровня 2021 года.

"Безусловно, 2022 год войдет в мировую историю как год глобальных трансформаций, которые оказали существенное влияние на рынок торговой недвижимости", - отметила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.

По ее оценке, несмотря на события 2022 года, включая массовый уход зарубежных брендов, отмечается высокая "устойчивость регионального рынка к сложившимся структурным изменениям".

"Связано это прежде всего с тем, что присутствие международных брендов в регионах не было таким широким, как на столичных рынках. Конечно, там есть ряд сложностей, которые возникают не столько из-за ухода брендов, сколько из-за ослабления экономики и снижения потребительской активности", - уточнила г-жа Хакбердиева.

Самая большая концентрация торговых площадей по-прежнему фиксируется в Москве, где показатель обеспеченности качественными торговыми площадями составляет 228 кв м на тысячу человек. За год и с учетом новых ТРЦ  этот показатель увеличился на 0,4%.

Из 28 новых ТРЦ 15 были построены в регионах (без учета Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга). Самые крупные объекты были введены в Челябинске и Перми.

По оценке NF Group, в ТРЦ, где  после ухода иностранных партнеров опустели магазины,  продолжается оптимизация площадей.

"Снижение объема нового строительства приведет к переосмыслению сектора, форматов объектов и созданию новых концепций ТЦ. Новый облик объектов будет все больше напоминать многофункциональный комплекс, совмещающий в себя различные полезные функции, при этом избыточная торговая площадь будет частично оптимизирована", - отмечают в NF Group.

"Новые Известия" сообщали, что в 2022 году  об окончательном уходе  с российского рынка заявили  23 ритейлера, 27 компаний продолжают работать в стране. 22 зарубежных ритейлера, у которых во владении находится 31 бренд, продали российские подразделения топ-менеджменту либо холдингам из  России, Турции, Китая и Ближнего Востока. Самыми громкими новыми открытиями магазинов ушедших брендов в России были L'Occitane (!("Л'Окситан"), "OBI" (ОБИ), McDonald's ("Вкусно — и точка"), бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay компании LPP Group (новые названия RE, CR, M, "Син", "Хс"), CCC (Obuv), Mango.

За минувший год на российский рынок пришли и новые игроки, но всего девять зарубежных брендов. Годом ранее таких было 19. В список новичков, преимущественно, вошли Турция, Китай и  Армения.

В конце 2022 года представители ТРЦ в лице руководства РСТЦ  сообщили об ощутимом падении посещаемости магазинов. Трафик, по их оценке, сократился на 20%, а уровень вакантных торговых площадей вырос до 25-30%.  Падение арендного дохода, по оценке бизнесменов, составил 35-45%.

Руководство РСТЦ тогда посоветовало своим представителям обращаться за помощью к региональным властям и настаивать на налоговых послаблениях. Участники рынка попросили губернаторов  не начислять и не взимать с них налоги на недвижимое имущество, земельный налог до сентября 2024 года. Либо на 50% снизить коэффициенты, используемые при расчете налогов. Во многих регионах страны местные власти согласились с предложением бизнеса и ввели на 2022-2023 годы налоговые послабления.

Подпишитесь