Posted 15 февраля 2023, 14:01
Published 15 февраля 2023, 14:01
Modified 7 марта, 11:40
Updated 7 марта, 11:40
Как сообщает РБК, ранее комитет министров Совета Европы прекратил полноправное членство России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), на которую возложены функции мониторинга выполнения Конвенции.
Исключение России из числа полноправных членов ГРЕКО означает, что РФ лишилась права голоса и возможности участвовать в обсуждениях доклада, но продолжает являться объектом наблюдения со стороны ГРЕКО.
Отсутствие паритета власти РФ посчитали для страны неприемлемым, и 9 января этого президент Путин внес в Госдуму законопроект о денонсации Конвенции, которая предполагала принятие государствами-участниками договора мер для запрета подкупа публичных должностных лиц, участников национальных, иностранных и международных публичных собраний, а также судей и компаний частного сектора.
Страны-участницы Конвенции обязались кроме этого принимать меры против легализации преступных доходов и незаконного лоббизма, против злоупотребления влиянием в корыстных целях.
Те страны, которые подписали Конвенцию, брали на себя обязательства ввести в национальных уголовных законах ответственность за коррупцию как общественно опасное деяние. Они обещали помогать другим странам в проведении антикоррупционных расследований и в сборе доказательств по таким делам.
Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 года. Получив законопроект, в Госдуме сообщили, что это не означает окончание борьбы со взяточничеством. Вместе с тем, эксперты восприняли происходящее как тревожный факт.
Ранее стало известно, что граждане РФ после выхода России из Совета Европы лишились доступа к европейскому правосудию посредством подачи жалоб в ЕСПЧ. Президент РФ Владимир Путин заявил, что, по его мнению, это не ухудшит ситуацию с защитой прав человека в стране.
Между тем, многие представители юридического сообщества посчитали отказ от международных стандартов защиты прав человека негативным явлением. Они указали, что принцип «исцели себя сам» слабо работает, и что государство «самостоятельно не желает защищать граждан от собственных нарушений». Эксперты полагают, что ЕСПЧ помогал поддерживать эту защиту на более высоком уровне, чем национальное правосудие. Например, именно с решениями ЕСПЧ было связано появление в российском праве институтов компенсации за нарушение сроков судопроизводства в разумный срок и компенсации за нарушение условий содержания.