Екатерина Максимова
Соответственно, с начала СВО граждане России пополнили зарубежные вклады более чем на 4 трлн рублей (или на 63 млрд долларов). Такие данные следуют из ежемесячных аналитики Центробанка (операции сектора "Домашние хозяйства").
Подобную статистику регулятор ведет с 2018 года. И с этого момента таких показателей не фиксировалось. Для сравнения: на 1 января 2021 года на зарубежных депозитах россияне размещали 1,86 трлн рублей. К концу года показатель изменился до 2,27 трлн рублей, то есть за весь 2021 год прирост объема средств россиян в банках нерезидентах составил 410 млрд рублей (против более 4 трлн по итогам 2022 года).
При этом граждане страны за год сократили свои валютные вклады в России почти на 40% - до 4 трлн рублей.
Цифры, конечно, не связаны, но для понимания масштабов: собственный капитал крупнейшего банка России - Сбербанка - составляет 5,1 трлн рублей.
Независимый инвестиционный советник Виктор Немихин отмечает, что на самом деле россияне физлица вывели за пределы страны куда большие суммы.
"Данные, которые опубликовал Центробанк - это только те цифры, которые регулятору видны, то есть это либо переводы, либо декларирование счетов в иностранных банках. Кроме того, если человек находится более 153 дней вне территории РФ, то имеет право не декларировать. И если вывез наличным образом через границу, то это тоже никак не отслеживается. Поэтому цифра, конечно, куда более масштабнее", - отметил финансовый аналитик Немихин.
По его оценке, выведенные за год более 4 трлн рублей, серьезной проблемой для банковской системы страны не стали.
"Не вывели бы люди средства, то эти суммы лежали бы под подушкой или на валютных счетах в российских банках. И если до февраля российские банки могли что-то с этой валютой делать, то сейчас они с ней ничего делать не могут. Более того, эти суммы для банков сейчас токсичны. Благом это назвать, конечно, сложно, но и какого-то существенного ущерба не приносит. Единственный минус: до февраля 2022 года эти деньги могли бы работать внутри страны, то теперь они внутри России не работают, работают за пределами нашего государства. Только в этом минус", - рассуждает Виктор Немихин.
Главный инвестиционный стратег БКС Максим Шеин напоминает, что российским банкам валютные депозиты от населения или юридических лиц нужны только в одном случае: если финансово-кредитная организация может эти деньги куда-то разместить. Например, выдать долларовый кредит или разместить в ценных бумагах, номинированных в иностранной валюте. И сейчас для банковской сферы это далеко не самые рабочие инструменты.
Директор по стратегии АО "Финам" Ярослав Кабаков считает, что такая утечка капитала через депозиты физлиц - 94 млрд долларов, связана со многими аспектами российской экономики. И это не только беспрецедентный отток населения из страны, но и достаточно большая зависимость россиян от импорта.
"Перестали, к примеру, иностранные дилеры поставлять те же автомобили и российские физлица потянулись на зарубежные площадки. Сами завозят новые или бэушные автомобили. То есть речь идет не только об эмиграции населения, это и попытки ведения бизнеса, развитие параллельного импорта. Более ясную картину по оттоку средств мы получим после первого полугодия 2023 года. Весной текущего года мы еще увидим всплеск оттока на фоне геополитических событий, но в основе своей, думаю, эта история себя уже исчерпала", - отметил Ярослав Кабаков.
Как добавил Виктор Немихин добавляет: "Вывозить за пределы страны свои сбережения - это решение конкретного человека. Сам гражданин решает - оставлять ему деньги в долларах, евро или казахстанской тенге. Вот если бы государство или банки вмешивались в решение человека и говорили: нет, ты должен держать исключительно в рублях, а не в долларах, вот это было бы большее зло".